Ровно год назад, в десятых числах января 2013 года, 144 из 146 комплексов фото- и видеофиксации, установленных на дорогах Подмосковья, были выведены из строя неизвестным вирусом буквально за одну ночь. Эксперты тогда были немало удивлены: во-первых, вредоносные программы не отличались особой сложностью. А во-вторых, все вирусы вроде как оказались в системе, объединяющей дорожные камеры, задолго до их поломки — порой даже за несколько лет.
Вся эта кибератака выглядела подозрительно. И вполне логично, что «Центр безопасности дорожного движения Московской области» разорвал контракт с компанией «ИнтехГеоТранс», за пару месяцев до этого выигравшей тендер на обслуживание дорожных камер. Она добилась этого права в противостоянии с компанией «СК-Регион» — производителем комплексов фото- и видеофиксации. За время торгов представителям «ИнтехГеоТранс» удалось снизить начальную стоимость тендера со 172 до 80 млн. рублей и выиграть его, однако произошедший инцидент с хакерской атакой перечеркнул все планы.
Вплоть до августа 2013 года, выполняя свои гарантийные обязательства, обслуживанием дорожных камер занимался их производитель. В августе на обслуживание устройств до конца года наконец был проведен тендер — и его выиграла все та же фирма «СК-Регион», причем в ходе торгов стоимость тендера упала аж до 13 миллионов рублей! А в сентябре 2013 года появилась тревожная информация о том, что за первое полугодие со всех 146 подмосковных дорожных камер удалось собрать штрафов лишь на 15 миллионов рублей. Почувствуйте разницу: за оба полугодия 2012 года эта сумма составила 800 млн. рублей, а за первое полугодие 2011 года — 1,2 млрд рублей! Федеральной антимонопольной службе стало ясно, что в «дорожном королевстве» что-то неладно. То ли водители выбрасывают квитанции в ведро, то ли может быть камеры разучились «читать» номера машин. А значит, их нужно срочно модифицировать. Как рассказал «МК» гендиректор одного из операторов дорожных камер Сергей Ласкин, поступило предложение направить 157 млн. рублей на модернизацию комплексов. Для производителя камер такое предложение более чем выгодно. Напомним: во время первого тендера вынужденно снизили стоимость работ как раз на 159 млн. И теперь, получается, эти деньги можно будет легко отбить.
Но фокус не удался: в конце 2013 года ФАС отменило сразу 11 тендеров по модернизации «Стрелок» из-за нарушения антимонопольного законодательства. И тут, словно повторяя сценарий прошлого года, неизвестные хакеры атаковали подмосковные дорожные камеры.
Однако Ласкин считает, что виновниками инцидента стали далеко не киберпреступники:
— До тех пор, пока не выбрана организация, обслуживающая «Стрелки» в 2014 году, этими работами по гарантии занимается все та же компания. Поскольку хакерская атака не входит в число гарантийных случаев, сам факт того, что она произошла, может дать повод заинтересованным лицам потребовать от подмосковного Минтранса срочного выделения денег на модернизацию камер.