— Большинство жителей Московской области в принципе положительно относятся к розничным сетям — особенно после скандалов с оптовыми рынками. Но есть и отрицательные моменты. К примеру, создаваемые фурами пробки…
— Фуры заменяют десятки «Газелей». И это, конечно, отражается на трафике. Но утверждать, что переход к более «мелкому» транспорту уменьшит его, неправильно. Ведь, например, за определенный промежуток времени тот же автобус может перевезти гораздо больше людей, чем личный автомобиль. К тому же, предпочтя «Газели», торговые организации повышают издержки в части администрирования сопроводительной документации. Значительный объем поставок продукции осуществляется, как правило, в ночной период, что приносит меньше проблем населению. Для гипермаркетов же, не примыкающих вплотную к жилым районам, доставка товара может идти круглосуточно.
— Другая проблема — оптово-логистические комплексы нередко строятся около деревень и занимают сельскохозяйственные земли. Но протесты и выступления местных жителей по этому поводу никакого эффекта, как правило, не дают. Самый яркий пример — в Чеховском районе: живописная деревня Новоселки, через которую Антон Павлович Чехов ездил в Лопасню и которую описывал в своих произведениях, просто зажата, если не сказать, убита логистическими центрами, построенными на бывших сельхозугодьях вплотную к жилым домам. Соблюдаются ли какие-то нормы при размещении таких объектов? И есть ли необходимость пересмотреть эти нормы, чтобы не ущемлять интересы людей и не вызывать противостояние власти и народа?
— Здесь следует говорить о необходимости разработать на уровне области и муниципалитетов генеральные планы развития территории. Из них станет ясно, что ждет ту или иную территорию, поменяется ли назначения земли, какие здания, где и для чего должны строиться. Предварительно такие документы будут проходить и общественную экспертизу, в ходе которой жители смогут выразить свое отношение к данному проекту. Это повлияет на его окончательный вид и предотвратит ситуации, подобные вышеописанной. А инвестору, взяв генплан, останется только выбрать земельные участки с интересующим его назначением.
— Мы обсудили проблемы жителей. А какие затруднения — в частности, финансовые — испытывают сами розничные сети? К примеру, рентабельно ли содержать огромное количество складов для каждой из них?
— Конечно. Ведь и объем продукции, который поставляется в сети, огромен. А распределительный центр позволяет создать более эффективный контроль и над поставщиками, и над собственными магазинами. Он выполняет двоякую функцию. С одной стороны, управляет товаропотоками, с другой — аккумулирует товар. Поставщики не всегда выполняют свои обязанности и могут задержать поставку. Кроме того, продажи магазинов идут неравномерно — в этом процессе есть всегда снижения и пики. Так что распределительный центр — это некий буфер, накапливающий запасы товаров на случай срыва поставок. Он позволяет сгладить колебания спроса, увеличивая объемы отгрузок при необходимости (к примеру, в праздничные дни), а также минимизирует складскую площадь непосредственно в торговом комплексе, предоставляя больше места под торговый зал. Для ряда компаний такие центры — еще и дополнительный рубеж за контролем качества поставляемой продукции. Здесь располагаются службы, которые проводят экспертизу товаров и отслеживают правильность сопроводительных документов.
— Как, по вашему мнению, должна выглядеть логистическая система, чем она отличается от привычных оптовых баз?
— Идея подмосковных властей создать оптово-логистические комплексы (ОЛК) достаточно современна. Ведь нужна адекватная замена существующим оптовым базам, для которых характерны непрозрачность бизнеса и нарушения законодательства РФ — налогового, таможенного, земельного и так далее. Я бы предложил расширить возможности этих комплексов. Например, при работе с сельскохозяйственной продукцией от производителей Московской области и соседних регионов. Сегодня фермер, произведя несколько тонн картошки, считает, что его миссия завершена. На самом деле этого недостаточно, чтобы продукция оказалась в магазинах. Ведь ее нужно переработать, а затем обеспечить надлежащими условиями хранения, упаковать и отмаркировать… Создав такие возможности, ОЛК решат проблему с реализацией фермерской продукции, организуют ее ритмичную поставку и окажут существенную поддержку местному товаропроизводителю.
— Представляю, насколько дорогая должна быть «начинка» таких логистических центров...
— Помимо традиционной системы складирования там должны быть созданы все условия для хранения и, возможно, консервирования продукции — холодильное оборудование, мини-производства. Желательно, чтобы политику всех ОЛК, создаваемых правительством Московской области, определял единый оператор. Это обеспечит унифицированный подход, а также решит проблему продовольственной безопасности, которая сегодня является одной из важных государственных задач.
— На чьи средства лучше строить подобные объекты — инвестиционные или бюджетные?
— Такой проект должен реализовываться в рамках государственно-частного партнерства. Интерес к участию в его реализации могут проявить и торговые сети. А вот сугубо государственного участия лучше все-таки избегать: властям сложно учесть все моменты при создании бизнеса, который отвечал бы требованиям производителей, торговых сетей и потребителей. Места для размещения ОЛК власти Московской области должны определить обязательно в местах с развитой транспортной инфраструктурой (автомобильной, железнодорожной) и на некотором удалении от Москвы. Например, вдоль будущей ЦКАД. Замечу, что строительство оптово-логистических комплексов позволит создать большое количество рабочих мест и даст синергетический эффект — разовьет сопутствующий бизнес и инфраструктуру. Появятся десятки мини-отелей, сети кафе и ресторанов. А это — поддержка малого бизнеса.
— Насколько столичный регион обеспечен сегодня такими комплексами? Их не хватает?
— В центральной части России активно ведется строительство логистических комплексов и сформирован достаточно большой объем складских площадей. Но с учетом постоянного роста бизнеса их требуется все больше и больше.
— Тем не менее на территории Подмосковья есть компании, которые сами заказывают строительство этих центров?
— Конечно. Все крупные торговые сети — например, «Дикси», «Х5 Retail Group», «Ашан», «METRO» — имеют собственные логистические центры. Это позволяет им снижать издержки. А вот «Лента» появилась в регионе сравнительно недавно и пока только арендует площади. Но, учитывая большие планы по развитию, скорее всего, обзаведется распредцентром. Кстати, строительство таких объектов характерно не только для сетевой торговли. Многие крупные производители и дистрибьюторы тоже имеют собственные склады.
— Эксперты уверяют, что 90% логистических подмосковных центров уже занято?
— Развитие экономики всегда обеспечивается за счет развития определенных отраслей. Соответственно, увеличивается производство и потребление. Все это требует хранения. Так что «простаивающих» комплексов фактически нет. А если есть, они, как правило, не располагают надлежащей транспортной доступностью либо имеют высокие арендные ставки.
СПРАВКА "МК"
Министерство потребительского рынка и услуг Московской области предложило создать вблизи ЦКАД три инновационных распределительных торгово-логистических центра. Площадь каждого из них составит не менее 200 гектаров. Там будут размещаться мультитемпературные и сухоклиматические склады, парковки для транспорта разной тоннажности, пункты охраны и санитарного контроля, банковские структуры, предприятия общественного питания, гостиница экономкласса, общежития для обслуживающего персонала, рекламные носители, автозаправочные станции, пункты миграционного контроля, отделения полиции.
По прогнозным оценкам, российский розничный сектор вступает в стадию замедления роста, который может продлиться от 5 до 10 лет. Сфера же оптовой торговли не подвержена циклическим спадам. Напротив, развитие опта создает условия для развития розничной торговли и является реальным стабилизатором рынка при насыщении спроса на розничный сектор услуг.
Комментарий министра потребительского рынка и услуг Московской области Екатерины СЕМЕНОВОЙ:
— Московская область должна развиваться разносторонне, без перекосов в каких-либо сферах. Торговля — та отрасль экономики, которая в особенности должна быть сформирована по принципу полного цикла. От самого простого (объектов нестационарной торговли, магазинов шаговой доступности) до среднего уровня (ярмарок, рынков, крупных торговых центров, супер- и гипермаркетов). До сочетания услуг культурного характера и торгового сервиса — торгово-развлекательных центров. И, наконец, до верхушки всего этого многоуровневого айсберга — оптово-логистических центров. Таким образом, торговля будет по максимуму обеспечивать наших жителей качественными условиями жизни, а подмосковный бизнес — масштабным рынком сбыта. Одновременно мы входим и в сферу перераспределения транзитных грузов. И областной бюджет начнет получать отчисления и от этого направления торговой сферы.