История с земельными паями уходит еще в прошлый век, когда отечественным совхозам и колхозам по указу тогдашнего президента Бориса Ельцина было предписано в срочном порядке акционироваться.
Свидетельства на земельные паи крестьянам России от тайги и до британских морей были вручены еще в 1992–1993 гг. Каждый владелец мог их выделить в натуре, чтобы работать фермером. Пай разрешалось (и разрешается) продать и получить за него «живые деньги» или передать по наследству. Как мы уже сказали, акционеры «Матвеевского» документы — свидетельства о праве собственности на землю, открывающие такие широкие возможности, — получили аж в 2010 г., с опозданием на два десятка лет. Но получили!
— Первоначально мне принадлежало 3,43 га, — рассказывает председатель инициативной группы ЗАО «Матвеевское» Антонина Федотова. — Теперь доля уменьшилась до 1,74 га. Но и к ним я не могу подступиться!
Всякий раз назначить правообладателем долей местных крестьян руководству района и хозяйства мешало... убийство. Так, осенью 1996 г. тогдашний гендиректор совхоза Николай Дубовский привез в контору все 851 свидетельство о праве на земельную долю, чтобы раздать их работникам. Тут же выяснилось, что в документы вкралась ошибка, ее нужно исправить, стало быть, с документами придется еще немного повременить. Вскоре гендиректора Дубовского убили в его машине, выстрелом в правый висок. И менеджменту хозяйства, разумеется, было не до оформления бумаг.
Во второй раз акционерам планировали выдать правоустанавливающие свидетельства в 1999 г. Все повторилось по схеме 1996 г., только гендиректором тогда являлся Виктор Бабынин. Из района он доставил бесценный груз в контору, в документах снова обнаружилась досадная ошибка. И… снова убийство гендиректора, теперь уже в подъезде его дома. Крестьяне опять не при делах.
Напомним: смерть Бабынина — не последняя трагедия в переделе одинцовской земли. В своей машине был взорван глава одинцовского райкомзема Яковлев. От рук киллера погиб директор соседнего с «Матвеевским» совхоза «Заречье» Сергей Кушнарев, было покушение на жизнь и нынешнего генерального директора «Матвеевского» — Валентину Козленкову.
Но вернемся в далекое близкое прошлое.
■ ■ ■
В 1991 г. «красный директор» «Матвеевского» Орлецкий (душа-человек, работяга) собрал совхоз и объявил, что в связи с перестройкой и акционированием землю необходимо срочно поделить между работниками хозяйства, чтобы каждый имел свою долю. Процедура эта была прописана ельцинским указом №323.
По наивности добрейший Корней Иванович полагал, что «война» начнется за пашню, конкуренты всеми правдами и неправдами станут ее захватывать, чтобы обрабатывать по интенсивным технологиям, насыщать отечественный рынок качественными сельхозпродуктами. Вот почему под первый передел попало только 862 га.
Спустя год совхоз «Матвеевский» преобразовался в ТОО (товарищество с ограниченной ответственностью), и новый гендиректор Николай Дубовский решил поделить уже всю землю — с пастбищами, сенокосами, садами — 1833 гектара. Кому-то, в зависимости от стажа, досталось 30–50 соток, кому-то, как супругу А.И.Федотовой, — 3,43 га, а кому-то и того больше.
Но каким-то волшебным образом в реестр попали не 1833, а 1301 га, 532 гектара куда-то испарились.
Ладно, дело это давнее, даже 1301 га на 851 акционера предполагает солидный капитал, ведь сотка (всего одна соточка) в Одинцовском районе стоит по-разному: и 30, и 50, и 100 тысяч долларов США. Если в одном гектаре 100 соток да каждая по 30 тысяч баксов, получается 3 млн долларов — отдай и не греши!
Однако отдавать землю крестьянам никто не собирался. До 1996 г. глава района Александр Гладышев издал 3 постановления, в которых поэтапно уменьшал угодья ЗАО «Матвеевское» до среднерайонного показателя. По последнему документу на всех матвеевцев причиталось уже не 1833 и не 1301 га, а… 712,4 га.
Соответственно, земельная доля каждого акционера тоже заметно — и еще как — убавляется. И тут матвеевцы демонстрируют ангельское терпение. Пусть их пай, говорят настоящие хозяева земли, будет не 2–3 или 4 га, а 1 га. Но это же целых 100 соток! Крестьяне не питают иллюзий, что однажды проснутся долларовыми миллионерами. Такое бывает только в кино. «Богато мы никогда не жили, нечего об этом и думать!»
— Мы бы продали и по 1000 долларов за сотку, — признаются они, — только как это сделать?
Ходят слухи, что хозяйство сегодня не имеет уже и 712 га, что осталось гектаров 200–250. Думается, дыма без огня не бывает, одинцовский совхоз «Матвеевский» полностью перебазировался — купил землю! — в соседний Можайский район, где пашня стоит копейки. Операции же с собственной землей — тайна, покрытая мраком, хотя все видят, что буквально каждый день на бывших сельхозполях что-нибудь эдакое да вырастает. На совхозных 54 га Елена Батурина построила жилой микрорайон Трехгорка. Еще здесь идет масштабное строительство «силиконовой долины» под названием «Сколково», возвышается телецентр Бориса Березовского — и прочие объекты.
И до сих пор ни одной крошки с барского стола — простым пахарям!..
— На наших землях возводят жилые многоквартирные дома, — вздыхают акционеры. — В счет паев могли бы нам выделить квартиры — мы все нуждаемся в улучшении жилищных условий. Никто и слушать ничего не хочет — ждут, когда мы все ноги протянем!..
■ ■ ■
В свидетельствах указано, что в натуре пай выделить нельзя, он как бы на веки вечные остается в совхозе, его удел — кормить мегаполис. Однако при выходе из хозяйства собственнику компенсируется его стоимость в денежном эквиваленте. То есть пишешь заявление — и через некоторое время в кассе получаешь деньги.
Когда пару лет назад на «круглом столе» в одинцовской райадминистрации инициативная группа озвучила свою цену (в 50–100 раз меньше рыночной!) и от имени акционеров предложила паи хозяйству, тогдашний руководитель райсельхозуправления А.Голиков аж подскочил от негодования.
— Ну знаете ли, — возмутился он, — это надо весь совхоз продать, чтобы с вами рассчитаться!
Не надо весь совхоз продавать, продай дирекция каких-нибудь 30 га разным коммерческим структурам по 100 тыс. долларов за сотку, — и этих денег вполне хватит, чтобы расквитаться с крестьянами!
Такой простой путь хозяйство по каким-то причинам абсолютно не приемлет. Антонина Ивановна дважды (в 2005 и 2012 г.) писала заявление с просьбой компенсировать ее земельный пай. В ответ — тишина, как говорится, ждите ответа.
Кто-то из читателей может упрекнуть земледельцев в непатриотизме. Мол, торгуют пашней, кормилицей нашей. Но почему не продать, если за их спиной такая распродажа?
Следственный отдел по г. Одинцово, за подписью следователя, майора юстиции Д.А.Александрова, официально информирует пайщиков, что «идет доследственная проверка о злоупотреблениях администрации района и руководителей ЗАО «Матвеевское» при распоряжении земельными участками, права на которые имеют акционеры».
В ноябре 2008 г. в отношении одного из руководителей хозяйства Николая Кырина было возбуждено уголовное дело «по многочисленным фактам хищения земельных долей учредителей ЗАО «Матвеевское» и незаконному обращению их в свою пользу». Как сказано в документах, Н.Кырин, будучи гендиректором, в 2003 г. незаконно завладел свидетельствами на право собственности земельными долями 851 акционера, тем самым присвоив 712,4 га земельных угодий.
Через год дело было прекращено следователем А.Ивановым. На суде он показал, что принял это решение по требованию прокуратуры области. Мол, и ранее против гендиректора Кырина возбуждались подобные дела, но все они закрывались из-за отсутствия состава преступления. Хотя этих материалов следователь не видел, «они уничтожены по срокам давности».
В августе 2013 г. одинцовский горсуд признал незаконным постановление следователя А.Иванова о прекращении уголовного дела в отношении бывшего гендиректора. Впрочем, несколько дней назад оно... снова прекращено!
Кто же такой всемогущий вертит дышлом правосудия как хочет? И куда бедному крестьянину податься?
Матвеевцы убеждены, что нет такого прецедента, чтобы по дорогой одинцовской земле кому-то из простых смертных было вынесено положительное решение. За примером далеко ходить не надо. В 2010 г. акционер, у которого 72 сотки, подала в суд, чтобы выделить законный надел. Суд района отказал, областной — отказал…
Тем не менее в «Матвеевском» не сдаются. Здесь создана мощная инициативная группа, 75 человек. Жизнь показала, что в борьбе за земельные доли это оптимальное количество. Россияне вообще, а крестьяне в частности, люди весьма инертные, надеются на царя-батюшку, что они будут лежать на печи, а кто-то за них все и устроит.
Вот «кто-то» в «Матвеевском» и есть эти 75 человек.
— Мы и пикетировали, и митинговали везде — у Кремля, у Белого дома, у районной администрации, — поясняет Антонина Федотова. — Глава района Гладышев долгое время нас не признавал, к нему не удавалось пробиться на прием. Тогда мы все прямо в вестибюле администрации легли на пол. Через 5 минут он прибежал, так и познакомились…
Однако деревенская жизнь показывает, что от знакомства с чиновником высокого ранга до выделения паев — дистанция огромная. Ни российская власть, ни российский суд упорно не желают крестьянам отдать их собственность — землю, на которой пахали и они, и их предки (к сожалению, детям попахать на подмосковной земле уже не доведется).
Взятие Зимнего под лозунгом: «Фабрики — рабочим! Земля — крестьянам!» ничему не учит? Даже если бы «Матвеевский» переехал вместе со всем скарбом даже не в Можайский район, а, например, в Арктику — крестьяне все равно ничего бы не получили. Ведь там уже стоит платформа «Приразломная»...