В детдом Виктория, Мария и Валентина Рукавишниковы попали в 1994 году: отец сел в тюрьму, мать тяжело заболела и сама решила пристроить дочерей на попечение государства. При поступлении в детдом за малышками закрепили родной дом - N 48 в деревне Сидорово Раменского района. На каком основании закрепили? А вот это самый интересный вопрос. Потому что дома этого до сих пор нет в Едином госреестре прав на недвижимость, он не зарегистрирован в БТИ, и ни одного документа на него в природе не существует. Дальние родственники до сих пор спорят, кому из них его завещал покойный дед, а завещания тоже нет. Видимо, адрес просто записали со слов матери, а право собственности на этот дом никто из членов семьи так и не удосужился оформить.
В 2005 году старшая из девушек, Виктория, выпустилась из детдома и казенный автобус привез ее сиротский багаж в деревню Сидорово. В доме - чужие люди, которым сдает комнаты отец. Впрочем, отец ли? Выйдя из тюрьмы, он отказался забирать из детдома дочерей и был лишен родительских прав. Да и он на момент приезда Виктории обретался неведомо где. В общем, девушка постояла-постояла на пороге - и ушла ночевать к друзьям. Так там 8 лет и ночует. Та же история повторилась и со средней сестрой, Марией. А к совершеннолетию Валентины дом N 48 вообще сгорел и был признан непригодным для жилья. Однако администрация Раменского района считает, что девушки "реализовали свое право на проживание" в этой халупе - так сказано в поданной в Мособлсуд апелляционной жалобе. Как можно про живого человека сказать, что он уже "реализовал право на проживание"? Загадка!
Историей Рукавишниковых совершенно случайно заинтересовался юрист, который стал помогать девушкам - в детдоме их по судам ходить не учили. Год назад, когда Госдума принимала "закон Димы Яковлева" и клялась помогать нашим сиротам в нашей стране, девушки с его помощью подали иск в Раменский райсуд. Да, на его рассмотрение по существу ушло полгода, и все же - победа: судья Федюкина присудила сестрам Рукавишниковым жилье, и даже "отдельное каждой". Правда, не по соцнайму, как просили истицы, а так называемое "специализированное жилое помещение". Разница огромна: "спецпомещение" нельзя приватизировать, из него даже на море летом не уедешь больше чем на два месяца - отберут. "Предоставлять жилье из спецфонда - эта норма вступила в действие только с 1 января 2013 года, а мы подавали иск раньше, так что по закону нам был положен соцнайм", - объясняет юрист Рукавишниковых.
И вот в Мосолбсуд отправились две апелляционные жалобы: Рукавишниковы просят все-таки дать им положенный соцнайм, а администрация Раменского района - не давать ничего. Ведь был же у них дом, правда? Ну да, закреплен он за ними на птичьих правах и вообще сгорел, так что же теперь - на всех жилья не напасешься. Девушек даже поставили в очередь на жилье. Правда, в местной поселковой администрации им неофициально сказали: ребята, тут с 82-ого года не строится ничего. И очередь с тех пор не движется уже четвертый десяток лет...
Власть обещает позаботиться о сиротах, власть в спешном порядке принимает законы, помогающие обеспечить их жилплощадью. Это хорошо. Но каждый реальный случай выявляет массу нестыковок с реальной практикой - особенно если дело касается тех самых лихих 90-х, пережитки которых мы якобы столь блестяще преодолеваем. Ведь если по уму, то начинать надо было бы с отмены постановления главы администрации Раменского района от 1994 года о необоснованном закреплении за Рукавишниковыми дома в Сидорово. Но срок давности по этому делу безнадежно истек. А у депутатов Госдумы всегда есть время на самые экзотические законодательные инициативы, и никогда нет времени на то, чтобы прояснить такие вот "белые пятна" в законах. Ведь хорошего пиара на таких делах не сделаешь. Поэтому решение облсуда может стать прецедентным.
"Честно говоря, мы уже рады были бы, если бы нам дали хотя бы жилье по спецнайму - лишь бы администрация реально исполнила решение суда и девушкам было где жить", - признается юрист Рукавишниковых. Долго отстаивать свои права - роскошь, которую не имеющие ни кола ни двора девушки не могут себе позволить. Мыкаться по чужим углам - занятие небезобидное: пока суд да дало, младшая из сестер - Валентина - пропала без вести. В июле ее объявили в розыск, да так пока и не нашли. Если долго ждать - наверное, и проблема Виктории и Марии "рассосется" похожим образом...
А ведь наверное, страна не обеднеет, если двум сиротам дать по комнате.