По оценкам экспертов, вклад трудовых мигрантов в российский ВВП внушительный — 15–20 процентов. Однако после массовых беспорядков в Бирюлеве полицейские Москвы и области регулярно проводят рейды, во время которых выявляют нелегально проживающих на территории России иностранцев. Но что с ними делать после того, как их задержат? С 1 января 2014 года нелегалов будет уже нельзя отправлять в изоляторы временного содержания или в спецприемники полиции. Поэтому для них собираются построить специализированные центры, подведомственные ФМС, на севере, юге, востоке и западе Московской области.
Строительство первого такого центра на востоке области было начато 23 ноября близ деревни Костылево Егорьевского района — ранее здесь находился центр подготовки пилотов запаса. Это решение стало камнем преткновения для местных жителей: они всерьез обеспокоены ростом правонарушений со стороны мигрантов, так как центр расположен близко к населенному пункту.
«Боимся мы, что они будут шастать тут везде да безобразия устраивать. Их у нас и так хватает, а правительство еще прислать хочет. Нам тут никакого житья не станет!» — сетует жительница близлежащего поселения Шувое Мария Захаркина.
«В августе в Егорьевске, в клубе, власти встречались с жителями из Шувое, Костылева, Курбатихи; люди собирали подписи о том, что они против строительства. Нам обещали, что строить будут в Егорьевске, в лесу, далеко от населенных пунктов. А в результате выбрали нас — от деревни до объекта всего 500 метров», — объясняет уроженец Костылева Василий Няжин.
Сложившуюся ситуацию прокомментировал заместитель председателя правительства Московской области по стройкомплексу Герман Елянюшкин:
— Я думаю, вопрос уладится через месяц после запуска объекта. Но напряженность все равно останется. Было бы странно, если бы жители пришли и сказали: «Ну, наконец-то у нас построят миграционный центр какой-то или завод!..» Но через месяц жители поймут, что в их укладе ничего не изменилось, а наоборот, появились новые рабочие места: их будет минимум 100. Здесь и охрана, и обслуживание. А проблем с контингентом центра быть не должно: это закрытое учреждение — сюда людей привезли, а после необходимых процедур точно так же, в закрытом режиме, доставили в аэропорт и депортировали на родину. В Санкт-Петербурге и Москве находятся аналогичные учреждения, которые никакого беспокойства не доставляют. Въехала закрытая машина и выехала. Не больше неудобств, чем от складского комплекса, и уж точно меньше, чем от рынка.
Это центр временного содержания. К нему предъявляются особенные требования по режиму, но это не тюрьма: здесь находятся административно задержанные, те, что нарушили миграционное законодательство и подлежат удалению с территории РФ, а не уголовники. Здесь не будет автоматчиков на вышках.
По словам Германа Елянюшкина, в центре у мигрантов будут довольно комфортные условия: их разместят в трех жилых помещениях на 200 человек каждое. Кроме того, на территории будут располагаться административное здание, столовая, центр дезинфекции, медпункт и место для прогулок. Здания оборудуют системой автоматического пожаротушения, септиком и дизель-генераторами на случай отключения электропитания. Между стенами и полом будут проложены металлические листы для пресечения побегов, следить за порядком поручат сотрудникам вневедомственной охраны.