— Через привокзальную площадь ежедневно проходит около восьми автобусных маршрутов, которые отправляются на станции метро «Речной вокзал», «Планерная», «Сходненская», а также в Подрезково, Сходню и Зеленоград. Они постоянно сменяют друг друга и нередко создают заторы, — отметил Маслин. — А появление на четвертом главном пути Октябрьского направления скоростных электричек значительно увеличит поток людей и вызовет здесь настоящее столпотворение. Поэтому вместе с главой Химок Олегом Шаховым, губернатором Подмосковья Андреем Воробьевым и мэром Москвы Сергеем Собяниным было принято решение проезжую часть на привокзальной площади значительно расширить.
СПРАВКА "МК"
Скоростные электрички начнут курсировать по маршруту Зеленоград (станция Крюково) — Москва (Ленинградский вокзал) и благодаря интервалу в 5–7 (а не 15–20) минут смогут быстро доставлять пассажиров в столицу. Участок Москва—Химки ОАО «РЖД» обещало сдать уже к декабрю 2013-го, но из-за перебоев с финансированием из федерального бюджета работы удастся завершить только к январю 2014-го. Что же касается участка Химки—Зеленоград, его закончат через год-полтора. Конечная станция Крюково будет иметь разворот, по которому электрички станут уходить «обратно». Кроме того, скоростные поезда оснастят более современными локомотивами и вагонами.
Расширение, сообщил Юрий Маслин, спроектировали на четыре полосы (по две с двух сторон площади). Одна сторона уже, можно сказать, подготовлена, а вот над второй полным ходом ведутся работы. «Мы не знали, выделят ли для нее средства, найдутся ли инвесторы… А асфальтовые работы стоят очень дорого. Надо убрать грунт под дорожным полотном, засыпать песком и щебенкой, выровнять, коммуникации сместить, защитить их, потом уже закатать асфальт… Зимой подготовить территорию очень сложно. Поэтому сейчас мы, как бамовцы, трудимся в ускоренном режиме и практически без выходных». «К сожалению, из-за обилия коммуникационных сетей, насаждений и сложности работ сроки их завершения отодвигаются», — добавил Сергей Королев, ведущий специалист МБУ «Химдор».
Заметим, что все строящиеся полосы «уйдут» исключительно под общественный транспорт — автобусы и маршрутки. Появятся же они благодаря сносу многочисленных палаток, которым дали возможность «перекочевать». Сегодня возле проезжей части осталось всего пара торговых объектов, отчаянно сражающихся за жизнь, но тем не менее уже обесточенных.
Администрация надеется, что они покинут территорию добровольно, а не принудительно. Кстати, местным властям уже выдано предписание взяться за стихийные павильоны, не имеющие разрешительной документации и находящиеся при выходе из электричек, за площадью. Если убрать их, освободившееся место вполне можно использовать в качестве парковочного. Но пока демонтаж удается сделать лишь на 50%: дальше из-за наличия естественного бугра нужно возводить подпорную стену. А такая операция требует серьезных финансовых вливаний. Как, впрочем, и строительство под стоянкой подземного перехода — идеальный, казалось бы, вариант для организации здесь пешеходного движения.
— Его разработали четыре года назад, — рассказал начальник административно-технического отдела городского округа Химки Юрий Маслин, — а теперь, возможно, оставят в проекте и через год-полтора реанимируют. Пока же наша администрация предлагает другую схему перемещения людей по площади.
Согласно ей, центральную часть оставят без пешеходов и отдадут под разворот автобусам. А зебры пустят вкруговую (через Московскую улицу и Московский проезд, а также небольшую дорогу перед станцией) и оборудуют светофорами с ручным управлением. Не совсем удобно, но по крайней мере безопасно — ведь сейчас люди бегают туда-сюда по единственному и абсолютно нерегулируемому пешеходному переходу сквозь непрерывный поток машин, частенько попадая в аварийные ситуации и ДТП.
— Сами остановки немного сместят и сделают более комфортными и безопасными, — сообщил Маслин. — Кроме того, весной мы планируем оборудовать «карманы» для автобусов, идущих по Ленинградскому шоссе и Юбилейному проспекту. Они избавят дороги от мини-пробок, которые возникают при посадке-высадке пассажиров. Сегодня разрабатываются схемы этих «карманов», осуществляется поиск финансирования.
КСТАТИ
Еще два грандиозных проекта, в скором времени ожидающих городской округ, — легкое метро и железнодорожная станция Химки-2. Первое, как отметил собеседник «МК», будет проходить от станции метро «Планерная» до «МЕГА Химки» над землей (по типу монорельса на ВДНХ). Причиной такого решения стала плотная застройка муниципалитета, большое количество развязок, эстакад и неровность ландшафта. Уже произведено бурение, делается геоподоснова, идет проектирование, а весной начнется прокладка линий.
Что же касается многофункционального вокзального комплекса Химки-2, расположенного напротив торгового комплекса «Мега» (через Ленинградское шоссе), он сравнительно недавно получил земельный отвод (рядом с железнодорожной магистралью Москва—Санкт-Петербург) и тоже находится в стадии планировки. Около МФВК построят общепиты, магазины, кинотеатр, большой транспортно-пересадочный узел и перехватывающую стоянку-парковку, где люди могут спокойно оставить машину, пересесть на скоростную электричку (либо метро — здесь будет его конечная станция) и отправиться в Москву. А также возведут гостиницы и офисные здания, где граждане получат возможность проживать и вести деловые переговоры, а затем, не теряя времени, уезжать в аэропорт по новым железнодорожным путям Химки-2—«Шереметьево». Все эти меры, считают проектировщики, ограничат поток автомобилей через столицу и уменьшат транспортную нагрузку на Ленинградку.