«Олимпийцев» клином провожают

Из подмосковного города в Сочи готова выехать целая команда

К зимним Олимпийским играм в Сочи готовятся не только именитые спортсмены во всех странах мира. В эти дни тысячи хороших и разных специалистов из технического персонала тоже считают дни до открытия Олимпиады. Успеют или нет?

И хотя их жизнь вечно остается за кадром, «МК» решил приоткрыть эту тайну. Мы побывали в клинской автоколонне «Мострансавто» №1792. 66 водителей из подмосковного Клина будут обслуживать спортсменов и туристов все дни Олимпийских и Паралимпийских игр.

Из подмосковного города в Сочи готова выехать целая команда
Бывалый «олимпийский» водитель Юрий Фомин (в центре) и его ученики: Сергей Киселев (слева) и Игорь Урусов.

Если для одних Олимпиада в Сочи — праздник жизни, фиеста, то для предприятия в Клину большие экономические проблемы. От автоколонны №1792 обслуживать зимние Игры уедут 66 водителей из штатных 290, т.е. практически каждый 5-й. Чтобы не сорвать график пассажирских перевозок по городу, району и в Москву, директор автоколонны Дмитрий Пособилов уже издал распоряжение: отпуска в трудовом коллективе только до и после Олимпиады.

— На замену своих «олимпийцев» мы уже наняли 25 водителей, — поясняет Дмитрий Васильевич. — Но замена эта, конечно, неравнозначная: наших отправляем лучших из лучших, элиту, а берем неопытных, их еще надо обучить и обкатать…

Непонятная ситуация и с транспортным парком. Автоколонне выделен 21 новый автобус, которые будут работать на Играх, а затем останутся на предприятии после Олимпиады. Но посылает-то автоколонна не 21, а 66 своих шоферов!

— В среднем в Сочи на один автобус должно приходиться по 2,5 водителя, — вздыхает он. — На тот случай, если кто-то заболеет или подскачет давление, чтоб была замена. Но некоторым предприятиям выделено по 30 автобусов — и посылают они по 40 шоферов.

Экономические издержки на этом не заканчиваются. Чтобы водители в городе Сочи, где темные ночи, достойно несли марку подмосковного Клина, автоколонна оформила им медицинские справки. Скрупулезный, основательный осмотр у врачей обошелся по 1600 руб. за человека. Казалось бы, мелочь, но умножьте на 66 — и набегает внушительная сумма. Оргкомитет Олимпиады настоятельно требует специалистов стрессоустойчивых, с крепкой нервной системой. Опять же за счет предприятия пришлось организовывать водителям энцефалограмму сосудов головного мозга — за отдельную плату. Кстати, она показала, что не все клинские водители имеют железные нервы, несколько человек пришлось заменить (соответственно, новые медсправки), а тех, у кого нервы расшатались на городских и районных маршрутах, теперь подлечивают — тут родная автоколонна тоже не в стороне.

— На совещании в «Мострансавто» я спросил: вернутся ли нам эти затраты? — говорит Дмитрий Васильевич. — Ничего не ответили. А ведь у нас сверхдоходов на социальных пассажирских перевозках нет.

В общем, если сами водители командировку в Сочи воспринимают с большим восторгом, предприятие, кроме дополнительных хлопот, ничего не поимело. В конце октября поэтапно клинчане начнут уезжать на юг, на тестовые испытания.

«Олимпийцы» на клинских городских маршрутах уже стараются держать марку.

Опять же неизвестно, будут ли в этих колоннах машины сопровождения, «технички» и тягачи — если потребуется устранить поломку. Есть опасения, что эти вопросы тоже лягут на клинское автопредприятие.

Тем не менее к проводам своих посланцев на главный спортивный праздник планеты здесь готовятся по-серьезному, как в советское время провожали в армию: с духовыми оркестрами, цветами, речами и напутствиями. Первая колонна из Подмосковья двинется в Сочи 26 октября, на День транспортника, провожать ее будут всем Клином.

Ожидается, что в Сочи водители пробудут до Нового года, хорошенько ознакомятся с маршрутами (всего их 150 между гостиницами, спортивными объектами, ж/д вокзалом и аэропортом), а Новый год встретят дома, в кругу семьи. Сразу после Рождества уедут на Олимпиаду, останутся и на Паралимпийские игры.

Откроем маленькую тайну: не все клинские водители-«олимпийцы» считают себя настоящими героями, как сегодня относятся к ним на предприятии и в городе. Поэтому несколько смущаются теми торжественными проводами, которые им готовят районные власти.

Дело в том, что 5 человек из автоколонны в минувшую зиму уже обслуживали в Сочи этап чемпионата мира по зимним видам спорта, так сказать, проходили стажировку. Там им очень понравилось, героического преодоления трудностей не понадобилось, все было организовано четко и грамотно.

Эта пятерка уже знает, что поскольку она знакома с маршрутами, гостиницами и спортивными сооружениями, то у них миссия будет самая ответственная — возить спортсменов. Остальные их 60 коллег, скорее всего, будут встречать (и провожать) гостей Олимпиады, туристов и журналистов, выполнять отдельные заказы на транспорт.

— Мандраж, конечно, есть, — признаются они. — Там сложные развязки, по некоторым мы еще не ездили. Открылась новая дорога из Адлера до Красной Поляны, мы ездили по старой, по серпантину. А сейчас сделали вдоль ущелья, параллельно с железной дорогой. Ничего, справимся!

В этом нисколько не сомневается и 83-летний Юрий Антонович Фомин — ветеран предприятия и наставник молодежи, в 1980 году он обслуживал Олимпийские игры в Москве. Само собой, охотно делится воспоминаниями, настраивает коллег на работу славную, на дела хорошие.

— Отбор в 80-м был очень строгий, — вспоминает он, — нас, кандидатов, поодиночке приглашали в КГБ на Лубянку и «прощупывали» — насколько мы преданы делу партии, надежны. Сегодня органы такой бдительности не проявляют.

Из клинской автоколонны в 1980 году на Олимпиаде работали 15 водителей. Ветеран вспоминает, что каждому по размеру сшили два строгих костюма, выдали белые рубашки и галстуки: это была их рабочая униформа. Чтобы все не казалось таким торжественным, в отдельные дни им поступала команда облачаться в джинсовые костюмы и кепки с длинными козырьками. В то время по джинсам в Союзе все с ума сходили, а им они достались совершенно бесплатно и без очередей — причем фирменные, «Монтана». Строгие костюмы, джинсы и еще с десяток футболок с короткими и длинными рукавами водителям разрешили оставить себе.

Все, говорит Юрий Антонович, было организовано на высшем уровне. Маршрутов было немного: аэропорт «Шереметьево», Олимпийская деревня, «Лужники» и другие спортивные объекты. Для автобусов организаторы выделили на столичных автотрассах специальную желтую полосу, движение было расписано по минутам, чтобы вовремя подъехать, а затем синхронно, «елочкой», припарковаться. Каждому олимпийскому автобусу дежурившие вдоль маршрута милиционеры брали под козырек. Уважали.

— Несколько стран от участия в московской Олимпиаде отказались, — продолжает он. — Нас, водителей, поселили в гостиницу, где должна была жить делегация из ФРГ. Условия там были просто прекрасные, номера с кондиционерами.

Еще он добавляет, что транспорт — автобусы — был тогда отечественного производства: большие и комфортабельные «ЛАЗы» — Львовского автобусного завода. А сейчас ему за державу обидно, на сочинской Олимпиаде будут курсировать шведские автобусы, российского в них — только кузов.

Правда, «ЛАЗов» было очень много, на тот случай, если какая-то машина сломается, пригнали со всей страны, они стояли и на Пресненской набережной, и на Фрунзенской.

Спрашиваю: заплатили за Олимпиаду в 1980 году нормально? Он отвечает, что очень даже нормально. За месяц работы почти 1,5 тыс. рублей (по тем временам деньги огромные), всем разрешили оставить костюмы с белыми рубашками и галстуками. А самым доблестным водителям, правофланговым, так сказать, пятилетки, вручили настоящие золотые часы!

К зимней Олимпиаде в Сочи нынешний оргкомитет также пытается учесть все нюансы пассажирских перевозок.

Пятерку, которая работала на зимнем чемпионате мира, бесплатно экипировали, по заказу сшили строгие черные костюмы с белыми рубашками и галстуками. И с зарплатой не обидели. Сколько конкретно получили на руки, водители не говорят, но в Сочи едут с желанием и надеждой, что поправят свое материальное положение.

— Как-то у нас там закончились деньги, — вспоминает один из этой пятерки, Сергей Киселев. — Мы позвонили Пособилову, нам сразу выслали.

— Я выслал вам часть вашей же зарплаты, — поправляет подчиненного директор автоколонны.

Сочинский опыт, приобретенный минувшей зимой, показывает, что перед командировкой на Олимпиаду необходимо обзавестись пластиковой банковской картой и открыть счет, на который в случае чего должны прийти деньги. Клинские водители это уже сделали: из расчета одна карта на 5 человек.

Важны и другие мелочи, которые уже знают побывавшие в Сочи клинчане. Вплоть до того, сколько носков и трусов брать с собой в командировку. В общем, во всеоружии…

— Мы разными группами будем жить в Сочи, Адлере и в Красной Поляне, — продолжает разговор еще один водитель, Игорь Урусов, который также прошел через этап чемпионата мира в прошлом году. — За это время там, конечно, очень многое изменилось, ведь тогда весь город был сплошной новостройкой, расширяли дороги (там они очень узкие), сооружались тоннели. Сейчас наша задача — выучить, зазубрить все гостиницы в трех городах. В принципе маршруты движения несложные, гостиницы расположены в один ряд, но названия у них иностранные и запоминаются с трудом.

Знание английского языка от водителей не требуется. Поначалу было такое пожелание, даже двухнедельные курсы. Потом решили, что в автобусах всегда будет хоть один волонтер с языком, он все и сможет перевести или объяснить.

— От Юрия Антоновича Фомина мы знаем, на Олимпиаде в Москве водителей не кормили, — говорит Киселев. — Они сами как-то выкручивались. А у нас вопрос с питанием будет решен, завтрак, обед и ужин по расписанию.

— Можно ли водителю курить за рулем? — спрашиваю его. — Каковы инструкции?

— Категорически запрещено, — отвечает он. — За рулем, рядом с автобусом и даже на территории спортивного сооружения дымить никак нельзя, никаких 15 метров, положенных по закону. Среди нас есть курильщики. Прошлой зимой мы терпели по нескольку часов свободно, даже и не вспоминали про сигареты. Может, влияет сам дух, атмосфера соревнований. Мы столько там встретили звезд мировой величины! Кстати, они все очень благожелательно настроены, с удовольствием общаются, многие даже неплохо говорят на русском.

Этот факт в их родной автоколонне тоже решено повернуть в свою пользу. Сегодня в типографии на каждого клинского водителя готовится специальный цветной «Дневник Олимпиады-2014». В него собраны все дорожные карты сочинской Олимпиады, кроме того, туда он может делать дневниковые записи и собирать автографы выдающихся спортсменов.

А уже после Олимпиады в Клину подведут итоги — у кого дневник получился интереснее.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру