Накануне комиссия отвезла в типографию «гранки» бюллетеня для выборов губернатора. Это было сделано с небольшим опозданием, поскольку кандидаты долго выверяли расположенную на бланке информацию о себе. Будет отпечатано 5 миллионов 545 тысяч бюллетеней, среди которых 712 тысяч — для КОИБов. Электронными урнами оснастят 449 участков (это 13% от общего их числа).
Если в Москве решили полностью довериться электронным урнам и не проверять за ними результаты, то в Подмосковье за 5% КОИБов проведут ручной пересчет. За какими именно — решит жребий. «Чтобы все видели: машина считает правильно», - уточняет Вильданов.
Особенность муниципальной кампании в том, что было мало отказов кандидатам в регистрации. Лишь 10% забракованы комиссиями. Мособлизбирком получил жалобы от 35 незарегистрированных кандидатов и встал на сторону 33 из них. «Это новая политика идет из Центризбиркома — обеспечить как можно большее участие», - поясняет Вильданов.
Впервые в истории в выборах примут участие аж 26 партий.
Председатель комиссии пообещал, что наблюдателей не будут удалять с участков без крайней необходимости: «Будем ограничиваться китайскими предупреждениями, и только если человек начнет хватать бюллетени и документацию комиссии — удалим».
Процедуру удаления Вильданов описал так. Комиссия составляет акт о нарушении, его подписывают члены и наблюдатели. Затем проводит заседание, выпускает письменное решение об удалении и передает его полиции. На этом действия участковой комиссии заканчиваются: «Мы за руку никого не выводим». Как удалить наблюдателя практически — решит уже полицейский.
Ирек Вильданов согласился с корреспондентом «МК» в том, что предшествующая подсчету голосов бюрократическая процедура погашения бюллетеней и работы со списками сильно тормозит процесс, нагнетает напряжение, а к результатам волеизъявления граждан не имеет никакого отношения: « Я бы тоже очень упростил эти процедуры, - признался руководитель Мособлизбиркома, - И мой коллега из Москвы Валентин Горбунов говорит, что итоговый протокол можно сократить в три раза, освободить от ненужной рядовому избирателю информации. Тогда в три раза быстрее бы считали. Но мы — правоприменительный орган и пока этот закон действует — должны четко соблюдать все процедуры». А права внести изменения в этот закон нет ни у Мособлизбиркома, ни у Центризбиркома.