— Нынешняя российская вертолетная школа вообще одна из самых сильных в мире — на международных соревнованиях первые места обычно наши, — приятно утешил репортера «МК» перед стартом кругосветного путешествия один абсолютный авиачемпион, толпившийся среди провожавших историческую кругосветку.
…И я будто начал верить в его слова, ощущая своими ушами мощный шелест раскручивающихся лопастей двух вертолетов с нашими смельчаками, дерзнувшими на достойное амбициозное приключение. С размеченных желтыми кругами посадочных площадок вертодрома в поселке Буньково синхронно, как пловчихи, вздымались в небо два винтокрылых летательных аппарата, увы, правда, не отечественного производства.
Зато все участники уникального путешествия россияне — из Подмосковья, а руководитель кругосветки Михаил Фарих — вообще живет рядом с вертодромом.
«Летят участники кругосветки на своих собственных частных вертолетах и за свой счет, спонсирует и организует все наш аэроклуб «Авиамаркет», сообщила «МК» руководитель PR-службы вертодрома в Бунькове Истринского района Юлия Кристалинская.
На вопрос из зала «Откуда деньги?» во время посвященной событию пресс-конференции Михаил немного раздраженно ответил: «Зарабатывайте, и у вас все получится!» Разговор о хотя бы приблизительной сумме был почему-то нежелателен. Между тем корреспонденту «МК» удалось в частной беседе порасспросить одного из членов команды о некоторых цифрах: «Вертолет Robinson 66 (именно на них летят наши герои. — «МК») расходует примерно полтора литра керосина в минуту. Каждый час полета обходится в 150 долларов. Цена за литр керосина от 1 до 2 долларов — она по всему миру примерно одинаковая. На борт с собой кругосветчики берут 450 литров топлива. Планируется, что кругосветка уложится в 220 часов. Преодолеть предстоит 40 тысяч километров».
Идея этого кругосветного перелета родилась в головах участников несколько лет назад. «Главный девиз нашего кругосветного перелета: человек создан для полета, так же, как он создан для ходьбы, плавания и т.п., — сказал на посвященной мероприятию пресс-конференции руководитель кругосветки Михаил Фарих, — и что полет на вертолете — это так же нормально, как и поездка на автомобиле. Люди установили границы на Земле, но небо принадлежит всему человечеству».
Маршрут у первой в истории нашей страны кругосветки оригинален — в отличие от большинства кругосветок искатели приключений идут не на Восток, а на Запад. Они не залетят на экватор и будут избегать с точки зрения авиационных проблем государств (Судан, Китай и др.) — вот почему их путь пролегает в основном через Северное полушарие. Однако маршрут должен быть не меньше длины так называемого Тропика Рака (Тропика Козерога) — таково требование Международной авиационной федерации. Летят ребята эдаким зигзагом, который лучше всего проглядывается на карте Европы. Им предстоит: Финляндия—Норвегия—Швеция—Дания—Германия—Италия—Франция—Испания—Португалия—опять Франция—Англия, затем из Шотландии в Северную Атлантику. «Поскольку для вертолетов это единственный способ пересечь океан», — отметил руководитель кругосветки Михаил Фарих. Дальше они летят над Канадой вдоль ее границы с США — после через Аляску — потом Чукотка — огибают Камчатку — и возвращаются домой — в Подмосковье.
— Наша цель — увидеть самые выдающиеся места на планете, — рассказал в интервью «МК» самый опытный летчик из всей команды Дмитрий Ракитский. — Лично я, например, мечтаю увидеть Аляску — авиационную державу, где почти в каждой семье есть собственный вертолет или самолет. Но вот какая штука: из-за ухудшения российско-американских отношений в 2012 году США ответным ходом закрыли для россиян возможность летать над их территорией, поэтому участок над Аляской может выйти у нас скомканным, и именно поэтому мы не летим над основной территорией США. Над Аляской мы будем проходить «по правилам приборных полетов» — то есть не на обычной для нас «птичьей» высоте, а о-о-очень высоко. И садиться на Аляске мы, скорее всего, не сможем.
«С собой у нас есть носимый аварийный запас — на несколько ночлегов в тайге или за Полярным кругом хватит, — пояснил мне пилот Дмитрий Ракитский. — Оружия у нас с собой нет, только светосигнальное. На борту есть палатки, спальники, примус. В Европе мы будем ночевать в гостиницах вместе с вертолетами — причем даже если рядом нет штатной вертолетной площадки. Если захотим перекусить, будем приземляться около магазинов, где придется».
— У нашего подмосковного аэроклуба огромный опыт эксплуатации вертолетов, и, наверное, мы налетали больше всех в мире, причем в самых разнообразных условиях. К примеру, в апреле этого года мы с Дмитрием Ракитским «сходили» на Северный полюс и обратно, — рассказал инициатор нового кругосветного рекорда России Михаил Фарих.
По его словам, самое худшее, что ждет команду и чего они больше всего опасаются, — это перелет над океаном — через Северную Атлантику. Маршрут над водой в общей сложности растянется на 1000 км: Шотландия—Фарерские острова—Исландия—Гренландия—Северо-Восточная Канада. Но на бортах есть спасательные плоты, на пилотах будут надеты спасательные костюмы, самолеты оборудованы спецприборами, способными подать сигнал бедствия в случае катастрофы. «Но тьфу-тьфу-тьфу, надеемся, что все обойдется!».
— В случае же топливного дефицита мы сможем заправиться и на обычной автозаправке дизельным автотопливом, — добавил он.
Команда Фариха будет лететь на комфортной высоте — 300—500 метров. «На такой высоте, — говорит Михаил, — можно отличить собаку от козы и очень симпатичную девушку от не очень симпатичной». В критической ситуации пилоты как птицы будут ловить попутный ветер и «садиться» на него с целью экономии топлива. Вся подмосковная команда владеет радиообменом на английском языке, у всех есть пилотские свидетельства разных стран, вертолеты имеют все разрешительные документы.
Возвращается на родину первая в истории страны кругосветная экспедиция в середине сентября 2013 года. Наблюдать за перемещениями участников первой русской кругосветки можно в Интернете — на сайте www.vokrugsveta2013.ru.
ГЕРОИ ПЕРВОЙ РУССКОЙ КРУГОСВЕТКИ:
■ Михаил ФАРИХ — руководитель кругосветки, опытный пилот, участник операций по поиску и спасению людей, бизнесмен; как и все остальные участники, имеет опыт длительных перелетов.
■ Дмитрий РАКИТСКИЙ (на фото)— единственный из всех участников кругосветки профессиональный пилот, заканчивал Физтех, самый опытный летчик из всей команды — налет на различных воздушных судах превышает 12 тысяч часов, летный стаж — больше 35 лет. По словам организаторов кругосветки, считается легендой вертолетной индустрии мира.
■ Александр КУРЫЛЕВ — заслуженный мастер спорта России и пилот аэроклуба; в 2006 году стал абсолютным чемпионом мира по высшему пилотажу на самолете.
■ Вадим МЕЛЬНИКОВ — пилот аэроклуба, энтузиаст длительных вертолетных путешествий, начал свое обучение пилотированию в 2010 году, среди всех участников экспедиции он обладает самым большим опытом управления R66.
■ Дмитрий КУБАСОВ — режиссер-документалист, актер театра и кино. Летит, чтобы снять уникальный материал для памятного фильма о первой русской кругосветке.
СПРАВКА "МК"
Самая яркая вертолетная кругосветка была совершена на мощном вертолете «Аугуста» всего за 11 дней и 7 часов. Другой рекорд известен больше — вылетев из Форт-Уорта (Техас, США), Дженнифер Мюррей и Колин Бодилл (оба — Британия) облетели на вертолете «Bell 407» вокруг Земли, полюбовавшись с воздуха Северным и Южным полюсами. Полет их длился 170 суток 22 часа 47 минут 17 секунд (2006—2007 годы; 57 448 км). У британки Мюррей был и второй рекорд — самое быстрое кругосветное путешествие на вертолете в одиночку за 99 дней, с 31 мая по 6 сентября 2000 года. 57-летняя англичанка Дженнифер Мюррей стала первой женщиной, облетевшей Землю быстрее всех. Во время своего путешествия храбрая англичанка совершала аварийную посадку, когда в моторе возникли перебои. А пролетая над Китаем, госпожа Мюррей получила приказ в четырехчасовой срок покинуть воздушное пространство этой страны, в противном случае вертолет обещали сбить.
О вертолете Robinson-66. Летает «американец» при помощи газотурбинного двигателя на авиационном керосине, который есть практически во всех уголках планеты. Сделан «малыш» из стальной рамы, алюминиевого корпуса и пластика. На R66 стоит новый, сделанный специально для него двигатель Rolls-Royce 300. В России этот вертолет был сертифицирован государственным спецкомитетом совсем недавно - в марте этого года. «Robinson-66 сочетает низкую стоимость и хорошие тактико-техническое данные, - заверил журналистов Дмитрий Ракитский. - Стоит R66 в России немногим более миллиона долларов и рассчитан аппарат на 40 лет эксплуатации. Летает со скоростью 220 км в час, а в нашей комплектации способен преодолевать до 1000 км. На каждом борту летит 2-3 человека. И если даже лететь со сломанным двигателем на высоте 100 метров над Землей, то можно подобрать площадку в радиусе 1,5 км для безопасного приземления - вертолет способен приземлится на любой поверхности равной 20 на 20 метров». Все участники исторического перелета владеют техникой экстренных посадок. На случай падения в воду у ребят имеются плоты и гидрокостюмы. «Но мы не очень боимся, так как вертолеты новые, сказал член команды Александр Курылев. - С собой мы берем запасное масло, фильтры, гидравлику». |