Как стало известно, в рамках Московского авиаузла (МАУ) может появиться новый аэропорт Москвы: решение было принято на совещании у Владимира Путина. Потребность в новом аэропорте огромна и вызвана угрозой транспортного коллапса на Московском авиаузле. Среди причин: дефицит финансирования, рост объемов авиаперевозок, перегруженность неба над столицей — в результате пропускная способность авиаузла может исчерпаться через несколько лет.
«Мы видим, что сегодня три основных московских аэропорта не смогут в перспективе до 2030 года полностью удовлетворить весь спрос, и поэтому надо параллельно рассматривать вопрос о строительстве или создании еще одной точки. Может быть, будет новый аэропорт, может быть, переквалификация аэропорта военного или совместного базирования», — заявил министр транспорта Максим Соколов. Для убедительности он привел цифры: в 2012 году пассажиропоток Московского авиаузла составил 64 миллиона человек в год, а к 2030 году, согласно анализам, может увеличиться до 180 миллионов. Заново единый узел формировать не станут, так как уже принято решение построить четвертый аэропорт (по некоторым данным, только для лоукостинга). Новый аэропорт должен быть построен с запасом на будущее и иметь пропускную способность не менее 100 млн пассажиров в год.
Для нового аэропорта рассматриваются разные точки. Например, аэропорт «Ермолино» (военный аэродром в Калужской области, вблизи города Балабаново), аэропорт в Клину или в Быкове. Однако наиболее вероятно, что четвертым базовым аэропортом станет все-таки Клин.
«Бывший советский военный аэродром Клин-5 выигрывает тем, что имеет определенную инфраструктуру и свободный земельный участок в 600–700 гектаров земли, — сообщил «МК» 1-й заместитель руководителя администрации города Клина Азер Мамедов. — Также у нас есть очень удобная транспортная артерия в связи со строительством ЦКАДа и новой Ленинградки. Поэтому наш аэродром с наибольшей вероятностью рассматривают в качестве будущего терминала «Шереметьево-3». Рассматривают, конечно, и Раменское, и Ступино, но в Клину побольше земли для нового аэропорта и получше, чем у остальных, логистика». По словам Мамедова, окончательное утверждение плана намечено на 2014 год.
Напомним, что еще во время Великой Отечественной войны клинский аэродром считался стратегическим объектом в защитном поясе Москвы. В настоящее время в Клину-5 расположена воинская часть (по некоторым данным, вертолетный взвод ГРУ). Здесь можно встретить в основном грузовые и военные вертолеты. По неофициальным данным, состояние аэродрома Клин-5 и его взлетно-посадочной полосы оставляет желать лучшего.
Что касается другой наиболее вероятной точки (в Ермолине), то, по мнению председателя комиссии по гражданской авиации общественного совета при Ространснадзоре Олега Смирнова, это маловероятно, не говоря уже о варианте в Быкове. «Попытки создания лоукостера у нас потерпели крах. У нас нет инфраструктуры, нет аэропортов с минимальными аэропортовыми сборами. Сборы «Домодедово», «Шереметьево», «Внуково» — примерно одинаковые и высочайшие. Какие тут лоукостеры! Важнейшие условия: надо делать в городах, которые недалеко от Москвы, где могут ходить аэроэкспрессы, убежден чиновник из Ространснадзора.
По замыслу, четвертый аэропорт должен обладать двумя взлетно-посадочными полосами и терминалом в 350 тысяч кв. м. На четвертый аэропорт Москвы уйдут сотни миллиардов рублей, считают эксперты.
«Суть нового проекта сводится к тому, что некие инвесторы хотят вложить деньги в модернизацию и реконструкцию военного аэродрома, чтобы там организовать пассажирский терминал, — отметила в интервью «МК» руководитель пресс-службы министерства транспорта Московской области Жанна Терехова. — Все это ляжет на плечи частных инвесторов, которые будут извлекать из данного проекта коммерческую прибыль. Наше министерство всячески поддерживает такое желание инвесторов, и мы окажем всемерную помощь в рамках нашей компетенции».