— Это очень приятная для региона новость, строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги лично поддержал президент страны, — сообщил нам Андрей Воробьев. — 320 км автотрассы ускоренными темпами начнут строиться уже буквально с 1 января 2014 года.
Почему ускоренными? Изменились некоторые федеральные законы, изъятие земельных участков заметно упростилось. Без сомнения, вокруг ЦКАДа поднимется настоящий экономический бум. Особенно приятно, что этот проект совпадает с нашими планами по удвоению подмосковного бюджета. Такая масштабная задача способна значительно изменить, улучшить экономику региона.
Напомним читателям, что разговоры о ЦКАДе идут уже давно, около 10 лет. Единственное, что может спасти мегаполис от транспортного коллапса, — строительство дублера МКАДа на расстоянии в 30—70 км от «кольца». Это значительно разгрузит от фур автотрассы на подступах к Москве и снизит транспортную напряженность.
Эпизодически СМИ сообщали о начале проектирования ЦКАДа и даже о конкретном строительстве трех участков дороги.
ОАО «ЦКАД» было образовано еще в октябре 2005 года. Предполагалось, что общая протяженность автотрассы составит 520 км с количеством полос от 4 до 8 и скоростью движения в пределах 80—140 км/ч. На ЦКАДе планируется 34 развязки и больше 100 путепроводов. Для удобства проектирования и строительства ее условно разбили на 5 пусковых комплексов и 10 участков. Первые участки дороги по 100 и 70 км должны войти в эксплуатацию в 2017—2019 годах.
Об этом писали отечественные СМИ, в т.ч. и наша газета.
Идея красивая, нужная региону еще вчера. А с учетом ошибок реконструкции МКАДа — еще и оптимальная, ведь эта автомагистраль не будет застраиваться торговыми центрами и предприятиями, которые сегодня закупорили транспортное движение на МКАДе.
Но всякий раз эпохальное строительство откладывалось на год-два: дело упиралось в финансы, а точнее, в их отсутствие. Проект предусматривает финансирование из федерального и подмосковного бюджетов — примерно по 450 млрд рублей (в скобках заметим, что первоначальный бюджет оценивался в 350 млрд).
Кое-кто уже подумывал, что ЦКАД может превратиться в долгострой, так и не начавшись, — как в свое время строительство коммунизма в СССР или реализация продовольственной программы все в той же Стране Советов.
Однако неожиданное заявление Путина на экономическом форуме, по мнению Андрея Воробьева, вдохнуло жизнь в этот проект, и теперь за его исполнение возьмутся конкретно и интенсивно. Но если у федерального бюджета деньги есть, то где свою половину найдет Московская область?
— Здесь проблем не возникнет, — заверил Андрей Юрьевич. — Можно сказать, что у нас сейчас очередь из инвесторов, готовых вложить свои капиталы по линии частно-государственного партнерства.
Социальную напряженность в регионе и все тот же пресловутый транспортный вопрос способен решить еще один проект федеральных властей, заявленный президентом Путиным: строительство скоростной железнодорожной магистрали Москва—Казань.
Казалось бы, какое отношение к Подмосковью имеет эта железная дорога? Однако по территории нашего региона пройдет больше 100 км ж/д путей. А мировой опыт свидетельствует, что скоростные поезда, в отличие от «Сапсанов», не могут сразу развивать скорость до 300 км/ч. Им нужен определенный разбег, что позволит сделать таким ж/д экспрессам в Подмосковье три остановки. Андрей Воробьев назвал города-счастливчики, которые могут (и должны) воспользоваться таким сервисом: Балашиха, Ногинск и, возможно, Электросталь.
— Представьте, из Москвы до Ногинска люди смогут добираться за 12–15 минут, — сказал врио губернатора. — Фантастика!
Я представил: действительно эффектно, даже быстрее, чем на метро, если бы оно туда ходило. А вот представить, как доезжаем на скоростном экспрессе Москва—Казань до Балашихи за 5 минут, как ни старался, не смог. Моя родная Балашиха, где проживает больше 300 тыс. человек, буквально лишена всякого ж/д сервиса — поезда и электрички мчатся мимо нее, через город Железнодорожный.
— Неужели, — спросил «МК» врио губернатора, — поезда на Казань пустят через Балашиху?
— Ну, я не Николай II, чтобы приложить линейку и провести линию от Москвы до Казани, — ответил он. — Вопрос будут детально изучать и прорабатывать специалисты. Ясно, что эта линия поменяет для многих жителей Подмосковья и время, и пространство.
★★★
В целом участие региона в Санкт-Петербургском экономическом форуме врио губернатора оценил весьма положительно. Инвестиций много не бывает, и в поисках тоненьких денежных ручейков в экономику, которые могут вылиться в полноводные финансовые реки, региональная власть использует каждый шанс.
В Санкт-Петербурге делегация области обрастала новыми деловыми связями и инвестициями, которых, как повторял Воробьев, много не бывает:
— Мы не ожидаем каких-то чудес, дело это бесперспективное. В хорошем смысле слова мы идем в наступление. Ищем инвесторов, приглашаем, убеждаем. Ведь лучшее место на земле для вложения капиталов — Московская область. По итогам 5 месяцев 2013 года рост промышленности у нас составил 7,5%, а рост инвестиций — 27%. Эти показатели важно удержать, подкрепить их новыми успешными предприятиями, которые будут платить налоги и достойную заработную плату…
«МК» ходил по разным площадкам представительного форума, то и дело встречая знакомые всё лица — как политические, так и финансовые. Александр Шохин, Эльвира Набиуллина, Глеб Якунин, Валентина Матвиенко, Сергей Кириенко, российские губернаторы, ну и, конечно же, он — то есть наш Андрей Воробьев. На форуме царила деловая атмосфера, тут и там слышалась иностранная речь, на пределе возможностей работали компьютеры, и все куда-то спешили.
«МК» дважды подходил с вопросами к врио губернатора, дважды он начинал на них отвечать и заканчивал, что называется, на полуслове: то заранее намеченное интервью какому-нибудь телеканалу, то запланированная встреча с кем-нибудь из сильных мира сего.
Завтракал он в компании с Германом Грефом, президентом Сбербанка России, где обсуждалась проблема дошкольного воспитания, ведь 80% человеческих качеств закладывается в ребенке до 7 лет.
Строго по намеченному графику состоялось подписание соглашения с ОАО «Ростехнологии». Предприятия этой государственной корпорации разбросаны по всему Подмосковью: в Люберцах, Коломне, Фрязине. В частности, чтобы сотрудничество давало максимальный эффект, стороны (правительство МО и руководство «Ростехнологии») договорились о взаимном участии в заседаниях регионального кабмина и корпорации.
Ожидалось подписание масштабного соглашения с Внешэкономбанком — партнером региона во многих инвестиционных проектах. Но оно не состоялось чисто по техническим причинам.
— Экономика — всему голова, — подводя итоги работы на форуме, сообщил врио губернатора. — Если темпы роста инвестиций мы будем сохранять в течение трех лет, это будет нашей победой, Подмосковье станет лидером.
СПРАВКА "МК"
Строительство ЦКАДа протяженностью 529 км позволит решить многие проблемы городов Московской области, расположенных на Малом бетонном кольце (ММК) А-107. Эта современная скоростная магистраль со скоростным режимом 150 км/ч запроектирована в створе А-107 слева и справа от нее на удалении 1–10 км.
Кроме того, 2-й пусковой комплекс на западном направлении от М-1 до М-10 выведен на Большое бетонное кольцо (МБК) А-108.
С прошлого года на 3-м пусковом комплексе от М-11 Москва—С.Петербург до М-7 «Волга» (Ярославка) ведутся работы по подготовке территории, и в 2014 году планируется начало строительных работ, их окончание — в 2018 г.
Также в этом году планируется начало работ по подготовке территории на участке от М-7 «Волга» до М-4 «Дон».
Сегодня это самые перегруженные участки дорожной сети Подмосковья: Щелковское шоссе, М-7 «Волга», М-5 «Урал» — Горьковское направление, и строительство ЦКАДа позволит снять огромный поток транзитного транспорта с этих направлений и МКАДа.
Окончание строительства ЦКАДа планируется в 2020 г.
Строительство на 1-м этапе будет вестись в 4-полосном варианте на участках дорожной части. Все искусственные сооружения — мосты, транспортные развязки и путепроводы — будут строиться в расчете на полное развитие в 8-полосном варианте.
Принятие решения о строительстве 2-го этапа ЦКАДа (расширение до 8 полос) планируется к 2030 г., через 10 лет эксплуатации первого этапа.