Ветряная мельница в брикете

Фестиваль ветра в Новом Иерусалиме прошел с голландской изюминкой

Ново-Иерусалимский монастырь, созданный Никоном по образу и подобию святых мест Палестины, сегодня стоит в лесах. Видимо, власти все-таки решили превратить это место в центр православной России, как и задумывал патриарх-реформатор. Пока по монастырю снуют многочисленные бригады рабочих, культурную жизнь решено аккумулировать за стенами Нового Иерусалима. Например, отмечать Международный день ветра. Музей «Новый Иерусалим» анонсировал в этот день конно-спортивное шоу «Вольный ветер», запуск воздушных змеев, концерт, конкурсы и ярмарку авторских изделий, словом, полноценный фестиваль. Однако на месте события корреспондент «МК» нашел не столь праздничную картину, зато узнал, что Истринский район может быть центром ветряных мельниц.

Фестиваль ветра в Новом Иерусалиме прошел с голландской изюминкой

На территории музейного парка монастыря всего несколько построек — деревянная изба и ветряная мельница, созданные в середине ХIХ века. Именно эти точки стали центральными на фестивале, приуроченном к Дню ветра. А открыли праздник на полянке прямо под стенами монастыря ребята из конного двора «Каретный ряд», которые показывали номера на лошадях и пони. Дети молодцы, старались, среди них даже были свои маленькие звезды — два мальчика шести и восьми лет, кажется, совершенно непринужденно выделывавшие на своих скакунах поразительные пируэты. После выступления все ребята получили поощрительные дипломы от наместника монастыря игумена Феофилакта, и гости двинулись в сторону ветряной мельницы, заявленной как центр праздника.

По дороге, у исторической деревянной избы, публику ждали «Город мастеров» и еда (шашлык с пирожками). Ярмарка оказалась совсем скромной: шесть-восемь человек разложили сувениры, среди которых обнаружилось не так уж много авторских. Среди «сувенирки» почему-то оказался стол с книгами Светланы Пеуновой, которая не только обещает вылечить всех на свете от всего на свете, но и решила баллотироваться в мэры Москвы на предстоящих выборах. «Никто не хочет решать проблемы, а Пеунова хочет и может, но ее не пускают в политику», — начинают, завидев народ, агитировать продавцы книг. Не знаю уж, какой из Пеуновой мэр мог бы получиться, но видеоролики, разгуливающие в Рунете, о том, что эта дама по всем предсказаниям древних мистиков должна стать Президентом России и спасти государство, ничего общего с реальной политикой, по-моему, не имеют. И уж точно не вяжется агитация в ее поддержку с промысловой ярмаркой, заявленной организаторами. Зато приятно было заглянуть в цветастый автобус с детскими книгами «Бампер», который исколесил уже 40 городов. Большинство людей, посетивших фестиваль ветра, пришли как раз с детьми и были не прочь порадовать своих малышей интересными новинками.

От сувениров и книг — к мельнице, символу ветряного феста. Перед ней расположилась площадка для запуска воздушных змеев. Правда, таковых в небо поднялось не так много — можно по пальцам одной руки пересчитать. Правда, у самой мельницы нашлось несколько развлечений: живая музыка, «музейная почта», откуда можно было отправить открытку с видом монастыря или Истры, стол для рисования и небольшая выставка «Сила ветра и воды. Исторические ветряные и водяные мельницы». В общем, дети тут нашли чем заняться.

День ветра отметили на Истре.

Конечно, для избалованных масштабными и яркими масс-событиями москвичей фестиваль оказался и не столь увлекательным, а вот для такого маленького города, как Истра, даже такой совсем скромный по столичным меркам праздник на пару сотен человек — уже событие.

— Это первый такой фестиваль. Весь праздник финансировался из годового бюджета музея, специально деньги на него не выделялись, — рассказала корреспонденту «МК» замдиректора музея «Новый Иерусалим» Надежда Усманова.

«МК» застал ее в единственном приличном кафе Истры в компании хозяина заведения и двух голландцев Герарда Трооста и Ваутера Файфера, специально приехавших в Новый Иерусалим на семинар, посвященный изучению, сохранению и музеефикации исторических мельниц. Семинар проходит второй раз, и неспроста. Нет, в Истре не так много исторических мельниц, и даже та, что находится на парковой территории музея «Новый Иерусалим», привезена из Тверской области. Но что ж из того? Можно исправить сию историческую несправедливость, уверен хозяин кафе, предприниматель Николай Давывов. Оказывается, он уже не просто присмотрел участок, где голландцы могли бы возвести мельницы, но даже купил его.

— 20 гектар близ поселка Брикет, — сообщил Николай Давыдов «МК». — Сейчас там лес, но будет парк. На его развитие уйдет 5—7 лет. Сейчас устанавливаем там юрты. А позже планируем поставить 5—7 работающих водяных и ветряных мельниц, открыть гостиницы, облагородить территорию. Надеюсь, получится приятное туристическое место. Когда будет закончена реконструкция Ново-Иерусалимского монастыря, можно будет проложить маршрут от святого места к реке Рузе, где находится парк.

Автобус с детскими книгами «Бампер».

— Это ваша инициатива или подмосковные власти имеют к ней отношение?

— Нет, пока это частная инициатива. Должны быть на земле энтузиасты, иначе ничего никогда не заработает! Чтобы мельницы работали, должны быть мельники!

Сейчас музей "Новый Иерусалим" как раз собирает базу данных по мельницам в России. Приглашает на семинары специалистов по этому вопросу.  На прошлый семинар, например, приезжал директор немецкого музея мельниц, производящих исключительно муку. А на этот пригласили голландских мельников, знающих толк в разных видах мельниц.

Для любого голландца мельница, понятное дело, не просто устройство для производства муки или для осушения полей. Мельницы для них — национальный символ. До середины ХIХ века в стране насчитывалось более семи тысяч «крылатых механизмов». Сейчас их в разы меньше — около 1300. За их функционированием и сохранностью следит ассоциация мельников Голландии, созданная в 1923 году.

— Чтобы стать мельником, мало выучиться, — рассказывает мельник Ваутер Файфер, участвовавший в научном семинаре, предшествовашем празднику Дня ветра. — Даже когда ты прошел обучение, тебя сначала пускают на мельницу только в качестве волонтера. Идет жесткий отбор. Конечно, и в Голландии мельниц стало меньше в сравнении с прошлым, но мы стараемся их использовать функционально. Если мельница не работает — она мертва. Если работает, то это настоящий крылатый корабль...

— А много ли существует видов мельниц?

— 25 видов. Они производят масло, муку, бумагу, красители, с помощью них мы перекачиваем воду и осушаем поля. Русские мельницы похожи на голландские: у них одинаковые интерьеры, принципы работы. Главное отличие в том, что в Голландии мы в основном используем мельницы в индустриальных целях, они работают как фабрики. А в России мельницы превратились в музеи. Здесь мы увидели прошлое голландских мельниц. Хотя на семинаре показывали примеры функционального использования мельниц в России. Нам понравилась мельница, производящая электричество, — это следующий шаг после ветряной или водяной мельницы. Чтобы сохранить мельницы, надо, чтобы они работами. Когда крутятся крылья, это корабль.

Посмотрим, что получится из идеи строительства «крылатых кораблей» на Рузе. Главное, чтоб такие международные общения соответствовали результату. С почином!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру