Темные пятна в биографии «героя»
У Сергея Маслова до недавнего времени была лишь одна биография — официальная. По ней он ушел на фронт добровольцем в 1941 году, принимал участие в легендарном параде на Красной площади, попал в кровавое побоище подо Ржевом. Потом боец получил серьезное ранение, но продолжал нести службу в запасном кавалерийском полку, где занимался объездкой молодых и диких лошадей для Красной Армии. В, казалось бы, простой и ясной истории ветерана было лишь одно темное пятно — немецкий плен, в котором он пробыл с 1942 по 1944 годы. Несколько лет назад, в интервью одной газете, Сергей Маслов рассказывал, как солдаты вермахта захватили его в плен, и он чудом успел избавиться от важного донесения, которое сгинуло в луже лесной грязи, как немцы сохранили ему жизнь, потому что уважали советских кавалеристов, и как он воспитывал лошадей противника вплоть до освобождения американскими войсками в 1944 году. Особенный акцент ветеран делал на том, что, находясь в немецком плену, очень хотел вернуться домой, в СССР, — вот как он это описывал:
— Однажды мне приснился сон: выпали все зубы. Было много крови, больно и жутко. Один знакомый сказал, что такие сны — к смерти родного человека. Как оказалось позже, в тот день умер мой отец. И тогда я решил любыми способами попасть домой. Никакие уговоры, никакие устрашающие истории на меня не действовали.
Все интервью Сергея Маслова было пропитано героическим пафосом.
В ноябре 2011 года тогдашний губернатор Подмосковья Борис Громов поздравлял местных ветеранов с 70-летием битвы под Москвой. В то время Сергей Маслов вместе с еще 23 героями войны получил ключи от нового автомобиля «Лада Калина», и его краткая биография нашла отражение в материале «МК», посвященном праздничному событию («Подмосковных ветеранов сделали рулевыми», «МК» от 16.11.2011). А некоторое время спустя в редакцию газеты пришло письмо от группы ветеранов Москвы и Подмосковья, в котором они рассказали подлинную историю бывшего лейтенанта Сергея Маслова, которая сильно отличалась от его официальной «блестящей» биографии. После этого-то и началась прокурорская проверка.
Сергей Маслов, молодой и отважный кавалерист, герой Ржевской битвы, в июле 1942 года был пленен немцами на территории Белоруссии. В том же месяце он выдал противнику местонахождение группы советских офицеров, в результате чего те тоже попали в плен. В декабре того года Маслов перешел на сторону вермахта и поначалу обучал немецких солдат приемам борьбы с советскими партизанами, а позже получил чин лейтенанта, возглавил карательный отряд «Митте» и воевал против войск союзников на территории Франции, пока не был взят в плен американскими войсками в 1944 году. Американцы действительно взяли Маслова с собой — но не как солдата войск союзников, о чем неоднократно заявлял ветеран, а как военнопленного, выступавшего на стороне фашистской Германии.
Находясь в плену, изменник попытался всеми силами не допустить своего возвращения в СССР: он неоднократно заявлял американскому командованию об отказе от советского гражданства и даже участвовал в бунте против отправки некоторых пленников на родину. Когда в 1945 году Сергей Маслов все же очутился в Советском Союзе, то сразу же попал под военный трибунал, которым был осужден за сотрудничество с врагом на 10 лет и лишен звания «лейтенант».
Отсидев положенный срок, мужчина вышел на свободу, где принялся упорно создавать образ героя войны…
Разоблачение с отсрочкой в тридцать лет
В 1980 году Одинцовский отдел военного комиссариата Московской области выдал Сергею Маслову бессрочное удостоверение ветерана Великой Отечественной войны. Как такое могло получиться — до сих пор остается загадкой, особенно учитывая тот факт, что в 1997 году 74-летнему мужчине было отказано в реабилитации на основании «наличия бесспорных доказательств его вины». Однако этот отказ не помешал Маслову пользоваться всеми ветеранскими льготами и почестями, а также получить множество медалей, среди которых есть такие награды, как «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и «За оборону Москвы». «Коллеги»-ветераны, однако, еще в 2003 году обратили внимание на целый ряд нестыковок в биографии «героя» и стали тщательно ее изучать, заподозрив неладное.
Так, в многочисленных книгах о Сергее Маслове — к примеру, «Конник XX века» — есть очевидная путаница в чинах главного героя, который то выступает в качестве майора, то подписывается как полковник и кавалер ордена Славы. Однако такой знак отличия в то время, когда Маслов был офицером, получали лишь солдаты и сержанты, что вызвало недоумение у ряда ветеранов, хорошо знающих то время. Кроме того, неожиданно выяснилось, что личного дела «героя» нет ни в одной из структур военного ведомства.
Подвело Маслова и хвастовство: в одном из интервью он рассказывал, как командующий 33-й армией генерал Масленников, восхищенный его доблестью, снял со своей груди и передал «герою» орден Красной Звезды. Уже в одном этом факте сразу же нашлось несколько странных моментов: во-первых, генерал Масленников во время войны командовал не 33-й, а 39-й армией, а сам орден, якобы полученный Масловым, почему-то не нашел отражения в его учетной карточке.
Когда количество нестыковок в биографии лжеветерана стало попросту неприличным, сразу несколько организаций ветеранов обратились в прокуратуру подмосковного города Пушкино с запросом о проверке законности получения Масловым статуса героя ВОВ. Сотрудники Генпрокуратуры Белоруссии по запросу выслали своим подмосковным «коллегам» материалы архивного уголовного дела, которые сразу же пролили свет на настоящую историю Маслова.
На днях прокурор Подмосковья Александр Аникин обратился в суд с требованием лишить 90-летнего мужчину статуса ветерана, а также всех льгот и наград. И теперь, спустя 30 лет, есть шанс, что справедливость все-таки восторжествует, и бывший фашистский каратель Сергей Маслов больше не сможет прикрываться ветеранскими медалями.