Рассказывает Тамара Айриян, руководитель аппарата уполномоченного по правам человека МО:
— К нам обратились молодые люди К. и М., содержащиеся под стражей в СИЗО-3, с просьбой о содействии в заключении брака. Руководство УФСИН по Московской области эту просьбу поддержало, поскольку в соответствии со ст. 29 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых» такое право есть...
Но вот проблема: вывозить людей из СИЗО можно только на следственные мероприятия, в суд, в больницу. А в ЗАГС — нельзя. И по этому поводу есть даже приказ Министерства юстиции, в соответствии с которым «вывоз спецконтингента в гражданские учреждения (за исключением лечебных) запрещен, так как они не оборудованы противопобеговыми заграждениями и устройствами».
Ситуация понятная: все-таки подследственные... Поэтому из СИЗО в адрес местного ЗАГСа полетело письмо: мол, приезжайте, примите заявление.
Но у серпуховского ЗАГСа нашелся свой закон — «Об актах гражданского состояния». И ст. 26 предлагает желающим явиться в ЗАГС и лично подать заявление. Можно даже одной невесте или одному жениху. Но — лично. Вариант, когда оба человека не в состоянии это сделать, не предусмотрен. Да, а что касается приезда сотрудников ЗАГС в СИЗО, то так они сделать не могут, потому что в законе сказано «заявления подаются лично», и точка. Лучше уж вы к нам...
Таким образом, никуда не могут выехать оба ведомства — и УФСИН, и ЗАГС! Потому что у каждого из них есть своя инструкция и свой закон, и они готовы вечно стоять на его страже.
Но вот позиция ЗАГСа явно выглядит слабее. Что, например, делать людям, которые не могут лично приехать в это учреждение в силу возраста или состояния здоровья? Наверно, тут можно было предусмотреть приезд сотрудника ЗАГСа на дом (или в больницу) или помощь соцработника. Но получается, что такие ситуации в ЗАГСах не рассматриваются даже теоретически.
— Выезд сотрудника ЗАГСа для приема заявлений действительно не предусмотрен, — говорит начальник отдела защиты гражданских прав аппарата Уполномоченного по правам человека МО Валерий Шаталов. — Но и не запрещен. Так что ЗАГС трактует закон слишком узко. И наша позиция такова: на первом месте здесь права человека, и они нарушаются. Мы считаем, что ЗАГС не должен подходить к вопросу столь формально.
А пока ситуация выглядит так: подследственные сидят, СИЗО ждет, ЗАГС думает...