Вагончик тронется, косой останется

С началом дачного сезона снова обострилась проблема железнодорожных «зайцев»

В России охота на зайцев — национальная забава. Кто-то — охотится на косых с собакой, кто-то с помощью силков, но чаще всего этим занимаются те, кто имеет удостоверение контролера. И в ближайшем Подмосковье, потому что больше всего «зайцев» водится в пределах 150 километров от Москвы. Более того, как и в лесах, там есть свой сезон охоты. И начался он в эти выходные — с массовым выездом людей на дачи.

С началом дачного сезона снова обострилась проблема железнодорожных «зайцев»

Если в межсезонье количество безбилетников колеблется (на глаз) в порядке пяти-шести человек на вагон (при ежедневном проезде на работу или учебу люди, как правило, покупают сезонный билет, не набегаешься же!), то разовые воскресные вояжи — серьезный повод сэкономить, и в такие дни количество безбилетников увеличивается в разы. В итоге по платформе зачастую от контролеров бегут по тридцать человек, рискуя своей жизнью и задерживая отправление электрички, потому что машинисты — а что поделаешь! — ждут, когда люди таки запрыгнут в вагон.

Проехав электричками до Куровской (Казанский вокзал), Подольска (Курский вокзал), Мытищ (Ярославский вокзал), Наро-Фоминска (Киевский вокзал), Истры (Рижский вокзал), Ступина (Павелецкий вокзал) и во всех прочих направлениях, репортер «МК» убедился: «зайцы» водятся везде, лишь немного отличаясь общим количеством. Так, в направлениях к популярным городам вроде Одинцова (Белорусский вокзал) или Зеленограда (Ленинградский вокзал) их вроде как меньше, все-таки там в основном живут не дачники. Впрочем, мнение это — субъективное, ведь учет можно вести только добытыми трофеями, а их — увы! — немного.

Надо заметить, «убивать», в смысле штрафовать, «зайцев» в подмосковных электричках запрещено. Контролер, потерявший имеющуюся до недавних пор приставку «ревизор» и ставший просто «кассиром», может только продать зайцу билет и взять с него оплату этой услуги в размере 50 рублей, о чем постоянно напоминает громкая связь в любой пригородной электричке. И получается, что, даже если не убегать от контролера, стоимость проезда (а «зайцы» всегда называют ближайшую станцию как конечную цель поездки, оплачивая, таким образом, лишь 16 рублей 50 копеек за одну зону) оказывается меньше, чем если оплачивать полную стоимость своей дороги. Правда, во многих направлениях контролеры работают, как челноки: проверив электричку до последнего вагона, они шерстят ее в обратном направлении. Скажем, по пути до Наро-Фоминска репортера «МК» проверяли трижды. Но если человек едет на не слишком большое расстояние, а электричка забита (в выходные, как правило, там яблоку негде упасть), то шанс быть проверенным дважды невелик, а убежать один раз — это же, считай, просто размяться в пути! Надо заметить, бегают от контролеров все — от спортивных мужиков до пенсионерок; не бегают дамы бальзаковского возраста, им как-то неловко, и люди с детьми — боятся отстать от поезда. Хотя то обстоятельство, что с конца учебного года дети теряют право на льготную стоимость билета, неизменно вызывает бурные протестные обсуждения в вагоне: «Разве государство доплачивает на детей в неучебное время? — возмущаются родители. — Или, может, дети работают, когда не учатся? Что меняется-то?..» Ответ на этот вопрос, в общем-то, напрашивается сам собой: скидка утрачивается, потому что количество детей в пригородных электричках летом возрастает и становится заметным в общем потоке пассажиров. А главной причиной побегов от контролеров люди все-таки называют высокую стоимость билетов. Судите сами: полтора часа пребывания в электричке (а все дачи, как правило, до 100 километров от Москвы) обходится пассажиру в среднем в 150 рублей, туда-обратно — 300, при этом сидячим вагоном до Питера (в пути — восемь с половиной часов) доехать стоит 466 рублей, и при этом место тебе будет гарантировано. А за 150 рублей ты еще полтора часа настоишься вперемешку с вещами, собаками и посадочными деревьями, которым тоже надо доехать до своих дач…

Вот и бегут люди по платформам, зачастую бросив вещи, чтобы не мешали, да и место подержали до возвращения владельца, а те, кто с билетами, любезно присматривают за оставленными сумками и предупреждают о них вновь прибывших, претендующих на временно свободные места. Любопытно, что дорожные торговцы, а также музыканты за проезд всегда платят. Впрочем, они же зачастую предупреждают пассажиров о том, что в соседнем вагоне контролеры.

На дверях электричек Казанского направления репортер «МК», составив ради репортажа компанию бегущим по платформе, увидела что-то типа социальной рекламы — там было написано: «Ну, Заяц, погоди!» «Нашли, что прилепить! Ведь именно эта фраза — символ неуязвимости Зайца перед Волком!» — смеялись транспортные «русаки», а те, кто постарше, напоминали накачанным подросткам: «Вы уж, сынки, двери-то нам подержите!..»

Конечно, у перевозчика к пассажирам свои претензии (общие недоборы делают проезд в пригородных поездах убыточным для компании), но у пассажиров они конкретнее: сделайте цену, адекватную доходам населения, попытайтесь повысить комфортность проезда. Первые в ответ на претензии угрожают ввести заоблачные штрафы, вторые говорят: «Бегали и будем бегать — при таких ценах у нас выхода нет!» И, похоже, в новом сезоне охоты на транспортных «косых» ничего не изменится, потому что никто ничего и не менял. И снова, как раньше, будут случаи падения не успевших запрыгнуть в вагон людей под электрички, и опять побредут толпы доехавших до станции назначения безбилетников в обход турникетов по железнодорожным путям, рискуя попасть под проходящие поезда. Ведь недаром охота на зайцев — это национальная русская забава…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру