Коммунальная квартира на 7-м этаже девятиэтажного дома №178 на ул. Красной загорелась примерно в 6 утра. Когда приехала первая пожарная машина, горели уже три квартиры — на 6, 7 и 8-м этажах. На одном из балконов двое людей кричали о помощи. К окну прилип ребенок. В результате пожара полностью выгорело 3 квартиры, залиты 28, попали в больницу 4 человека, из них двое детей, 2 человека погибли. Полностью пожар был ликвидирован в 12.30, открытое горение — в 9 утра.
На первый взгляд — огненная стихия, и тут уж ничего не попишешь. Но когда начинаешь узнавать детали, становится просто страшно.
Пожар тушили так. Сначала приехала машина из местной 67-й пожарной части Солнечногорска. Она в городе, собственно, одна. Машина приехала такая... нет, лучше всего ее описывает и.о. начальника пожарной части Александр Яковенко: «Пожарная лестница, которая имеется в 67-й пожарной части, она 83-го года выпуска. То есть сами понимаете: она больше стоит в ремонте, чем выезжает. С декабря она все время в ремонте, сгорела вся электропроводка. Там уже изоляция осыпалась...».
То есть лестница не работает. Не выдвигается. И прекрасно зная о такой особенности своей лестницы, в 67-й пожарной части уже давно на нее не рассчитывали и больше полагались на то, что подоспеет машина из Клина или Зеленограда. Так и в этот раз: позвонили в Клин.
Автолестница из Клина приехала, но не раздвинулась! Оказалось, что это весьма капризная машина. Пока не будет идеально горизонтального уровня под опорами, она раскладываться не будет. Во дворе дома №178 был нормальный нечищеный снег, лед и колдобины. В общем, площадка не была идеально горизонтальной. Лестница не выдвинулась, и машина встала в сторонке.
Хорошо. Пусть стоят две машины. Будем ждать машину из Москвы. Наконец из Зеленограда прибыл коленчатый подъемник. Но к дому он подъехать не смог из-за цистерны с водой и обилия частных машин вокруг. (Кстати, потом появился отчет: к тушению пожара привлекли 28 человек и 8 единиц техники.)
Понятно, что, пока из разных городов приезжали разные машины, сами пожарные без дела не стояли.
— Главная наша задача — спасать людей. Потом уже тушить, — говорит Яковенко. — Лестницы дома были полностью задымлены. Почему пожар так развился — потому что в первую очередь мы выводили людей, выносили детей на руках, двоих мужчин снимали по штурмовым лестницам, повешенным в окно. Потом прибыли еще 4 человека (пожарный расчет. — Авт.) из Клина и из Поварова. Только после этого приступили к тушению. Понятно, что к этому времени горели все три квартиры... Не смогли спасти мужчину на балконе — он был отрезан огнем, и женщину, которая спрыгнула. Всех остальных мы спасли. Пострадавших и погибших могло быть больше...
В плане спасения жизней пожарные на самом деле сделали все, что могли. А вот к тушению пожара они, оказывается, подготовлены не были.
Жители Солнечногорска вторую неделю смотрят по местному ТВ отчеты пожарных и пребывают в тихом шоке. Выяснилось, что в пожарной части с 2010 года нет начальника. Нет мастера газозащитной службы: «Идти на такую зарплату никто не хочет, — говорит Яковенко, — работа ежедневная, значит, не подработаешь». Нет и старшего водителя.
Лестница на их машине будет сломана вечно, потому что, оказывается, отремонтировать ее можно только на заводе-изготовителе в Торжке. «А сейчас же капитализм, — говорит Александр Яковенко. — Так нельзя: «Вы отремонтируйте, а мы вам потом денег дадим». А у министерства, видать, денег нет...»
«Нет денег, видать, у министерства» и на батут, который мог бы спасти спрыгнувшую женщину. Яковенко говорит, что в их части его нет. Вот когда он в Наро-Фоминске служил, там подобное оборудование имелось. А у них — нет. «Я не знаю, как распределяется оборудование. Оно, наверно, недешевое. Кому-то дали. Кому-то нет...» Не выделялись им за два года и пожарные рукава.
Интересно следить за реакцией жителей на эти откровения на городском форуме. Особенно — жителей высоток. Ведь получается, что все, что выше третьего этажа, тушить нечем и некому. Но в городе активно строятся 14- и 17-этажные дома, заселен 23-этажный.
«Удручающее впечатление, — пишет житель. — Техники нет, лестница заржавела, пожарные рукава в дырках, штата почти нет, с машинами тоже не в порядке, временное жилье для погорельцев непригодно... Когда проезжал по городу и видел новые высотные дома — гордость какая-то. А теперь, услышав, что лестницы выше 10-го этажа — дефицит и каждого может сторожить беда, жутко становится».
«А кто-то мечтает и о возможном тушении химзаводов в случае ЧС», — нервно замечает другой. А химпредприятий в Солнечногорске несколько.
Пожарные депо — это, похоже, еще одна вещь, после садиков, школ и поликлиник, о которой напрочь забывают при торопливом возведении многоэтажек. К примеру, по словам жителей, в микрорайоне Рекинцо-2 был запланирован отдельный пост на 2 пожарные машины. Его нет. А территория, оставленная между новыми домами для проезда и газонов, уже застраивается офисно-гостиничным комплексом.
Сейчас у жителей Солнечногорска на языке крутится много вопросов. Например, в городе уже построены и заселены дома большой этажности. Местная пожарная лестница даже в рабочем состоянии может дотянуться максимум до 9-го этажа. Кто и чем будет спасать людей, живущих на 17-м или 23-м этажах? Кто со стороны пожарной инспекции подписывал разрешение на строительство высокоэтажных домов, зная о состоянии местного пожарного депо? Почему пожарные не имеют в наличии нужной техники и кто в этом виноват? Почему не укомплектован штат пожарного депо? А если загорятся химпроизводства?
Все эти вопросы уже оформлены жильцами дома №178 в виде писем в областную прокуратуру и Следственный комитет. Потому что спасение утопающих и сгорающих — сами понимаете, чье дело. Жители Солнечногорска активно скупают огнетушители и пожарную сигнализацию.