— В конце прошлого года мы внимательно прочли разъяснение и подали заявление в районную Федеральную миграционную службу (ФМС), чтобы оформить регистрацию по месту расположения садоводства, — рассказывает председатель дачного кооператива «Техмаш» Галина Симеонова. — То есть мы решили прописаться в доме, расположенном в нашем дачном потребительском кооперативе (ДПК) по адресу: Одинцовский район, д. Угрюмово.
Через месяц Симеоновым пришел ответ, что в их ситуации подобные решения правомочен принимать только суд, поскольку объектом права является «жилое строение» (это указано в свидетельстве о регистрации права собственности).
— То есть, если бы в свидетельстве было прописано «жилой дом», вопрос можно было решить. Но жилым дом может признать только суд, и только на основании экспертизы. Экспертиза — удовольствие платное, и дешевле 25 тысяч стоить не может. В моем случае эта сумма была бы значительно выше, — объясняет Галина. — Несмотря на то что в техпаспорте БТИ у меня записано, что наше жилое строение имеет метраж 240 кв. м, что построен дренаж и есть туалет, эти показатели почему-то не позволяют сделать вывод, что дом жилой. Россия — страна парадоксов: у нас полстраны живет в ветхом жилье, однако оно признается жилыми домами, пригодными для проживания!
Садоводы «Техмаша» также недоумевают, чем они отличаются от жителей соседней деревни Угрюмово.
— В деревне прописаны практически три человека, большинство домов куплено городскими жителями. Они не оформляли прописку, однако пользуются сельским тарифом, — рассказывает Галина Симеонова.
Но пока садоводы Одинцовского района пытались решить задачу с пропиской, представители Межрегиональной общественной организации садоводов, огородников, дачников (МОО) «Цветущая Родина» Александр Лисин и Владимир Шаталинский искали уязвимые места «Разъяснений…». Искали и нашли!
— Обратите внимание, что применение понижающего коэффициента 0,7 в соответствии с Информационным письмом ФСТ РФ от 30.12.2004 г. №СН-2849/13 («О порядке применения понижающего коэффициента 0,7») не может рассматриваться как льгота, поскольку является особым порядком ценообразования, утвержденного Правительством РФ, — разъясняет Александр Лисин. — Кроме этого, его применение не ставится в зависимость от характера (временного или постоянного) проживания граждан в сельской местности.
В ст. 2 Закона РФ №5242-1 от 25.06.1993 г. «О праве граждан Р.Ф. на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» определен характер возможного проживания граждан: временное проживание — по месту пребывания (в том числе и на территории СНТ); постоянное или преимущественное проживание — с «пропиской» по месту жительства.
— В 4-м абзаце «Разъяснений…» сказано, что «…право на применение понижающего коэффициента 0,7 при расчетах за электрическую энергию имеют те граждане, которые добросовестно исполнили обязанности, связанные с регистрацией по месту жительства в сельской местности». А что такое «регистрация» и в какой мере она должна учитываться при заключении договоров энергоснабжения и принятии решений о применении тарифов для «населения»? — говорит председатель президиума МОО «Цветущая Родина» Владимир Шаталинский. — Отмечу, что требование о необходимости «регистрации» гражданина вообще, и особенно в том виде, в котором оно затронуто в «Разъяснениях», противоречит имеющимся нормативным актам в области заключения договоров энергоснабжения и применения тарифов к той или другой группе «населения». Ни в одном из них указанные действия, в т.ч. применение коэффициента К=0,7, не обусловлено ни членством в СНТ, ни характером проживания, ни тем более «добросовестным исполнением обязанности по регистрации».
Закон №5242-1 регулирует действия граждан, связанные в частности с выбором места проживания на территории РФ, — в данном случае он устанавливает обязательный порядок регистрации (прописки) граждан при смене места постоянного проживания — места жительства (именно об этом говорится в упомянутой в «Разъяснениях…» в ст. 6 Закона №5242-1). Регулирует он и порядок регистрации при выборе им места временного проживания — места пребывания (в т.ч. и на территории СНТ).
— Специальные требования о регистрации гражданина (в т.ч. по месту временного проживания) в целях заключения договоров энергоснабжения, регулирования условий использования ими электроэнергии в бытовых целях и применения к ним определенных тарифов НЕАКТУАЛЬНЫ, т.к. законодательством не предусмотрены! — разъясняет Александр Лисин. — Право гражданина (в т.ч. члена СНТ) на применение к нему понижающего коэффициента К=0,7 обусловлено только одним условием Постановления Правительства РФ №1444 от 07.12.1998 г., — гражданин должен проживать в сельской местности. И не важно, ВРЕМЕННО или ПОСТОЯННО!!! Этой же позиции придерживается и ФСТ РФ в своем официальном Разъяснении в адрес Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 09.06.2010 г. за №ЕП-4976/13 «По вопросам применения понижающего коэффициента К=0,7».
То есть важна не учетная запись о регистрации самого гражданина по месту его пребывания. Ее до 90 дней может и не быть (согласно п. 9 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713). А важно место расположения земельного участка или строения, на которые по Договору энергоснабжения подается электроэнергия!
Согласитесь, въедливо перебирать законодательные документы и находить в них решение своей проблемы намного выгоднее, чем ругать чиновников и бесполезно возмущаться во время кухонных посиделок.
Следите за продолжением нашей борьбы за народные тарифы.