На улице Марины Цветаевой и на соседней Спартаковской врио губернатора ожидали с самого утра. Старались коммунальщики. Здесь, по словам местных жителей, впервые за много дней как следует почистили улицы. Слой снега, превратившийся уже в лед, приходилось снимать бульдозерами.
Андрей Воробьев должен был приехать на место стройплощадки, которая находится на пересечении этих улиц. Возле разрытого бульдозерами поля, на котором валяются остатки вековых елей, высятся недавно построенные громады трех 22-этажек, а недавно было выдано разрешение еще на одну такую же. И это все посреди фактически дачного, аккуратного и тихого райончика. Собственно, тут и была дача Марины Цветаевой, где сейчас хотят сделать музей. Рядом — сквер, где любила гулять поэтесса. Ели, тишь да благодать. И… высотки. А в перспективе — строительство в микрорайоне еще нескольких жилых небоскребов.
Местные жители против высотного строительства по соседству с музеем и сквером Цветаевой. И дело не только в том, чтобы отдать дань поэтессе, такая застройка нарушит уже сложившийся здесь малоэтажный дачный уклад. И плюс к тому, по мнению жителей, резервируя земли под жилые дома, и строители и администрация забывают про социальную инфраструктуру.
— У нас застройщик выкупает исключительно пятно, где будет дом, и все. Он строит там, а все остальное за него делает администрация. Например, она придумала сделать детскую площадку в Цветаевском сквере. И вроде бы всем хорошо. Напротив, все на той же улице, по плану застройки должна была быть школа. Чуть дальше — физкультурно-оздоровительный комплекс, еще дальше — детский сад на 360 мест. Но их нет. Нам говорят, что мы необъективно подходим к строительству. Но из 14 домов, которые планировалось построить в нашем микрорайоне, уже возведены 7, и ничего из перечисленного пока не появилось. А тянется все это с 2006 года, — негодует Оксана Чигунова, жительница одного из уже построенных высотных домов.
По ее словам, когда она покупала квартиру, ей говорили, что больше уже никакой стройки высотных домов вокруг не будет, а останется тихий и уютный зеленый район. Но планы меняются. И хотя меняться они должны вроде бы согласно решениям публичных слушаний, этого не происходит. Местные жители собрали коллективное обращение против строительства дома. Там было около 400 подписей. Обращение администрация приняла до начала слушаний. Но эти подписи никак не повлияли на решение комиссии. И вот теперь как последнюю инстанцию тут ждали руководство региона.
Приехавший на встречу с жителями врио губернатора на месте велел стройку приостановить и дал указание местным властям впредь согласовывать подобное строительство с жителями, а также учитывать при этом их потребности.
— Никаких 22 этажей там не будет. Это уже факт. В лучшем случае там будет дом, но с гораздо меньшим количеством этажей. Мы сейчас проведем экспертизу, если есть те, кто уже заплатил вперед за квартиры, мы учтем это. Мы не можем нарушать права граждан, но и строить эти каменные мешки тоже не будем, — пообещал Андрей Воробьев.
Он также заверил жителей, что и музей Цветаевой будет открыт, и сквер сохранен. По одному району, таким образом, вопрос был более-менее решен, хотя теперь требуется провести ревизию уже выданных разрешений на строительство. Но впереди врио губернатора ожидали новые жалобы жителей города, когда он поехал на ставшую уже традиционной в таких поездках встречу с общественностью.
— Я здесь для того, чтобы вам в глаза посмотреть, чтобы познакомиться. Я хотел бы узнать, что беспокоит, прочувствовать те пожелания и обращения, на которых мы должны сконцентрировать особое внимание: школы, детские сады, парки. Все то, что является крайне важным для нашей жизни. Вопросы есть? Давайте, — поощрил жителей врио губернатора.
И тут началось…
— У меня вопрос по микрорайону Золотые Ворота на въезде в город. Там застроено 65 процентов из того, что прошло экспертизу. Но плюс к тому, что было разрешено, пристраиваются дополнительные секции к домам, в общем, всячески увеличивается плотность застройки. Но при этом не возведено ни одного здания социальной инфраструктуры. Плюс к тому по ул. Ленина, где всего две полосы в одну сторону, у нас пробки нескончаемые — с утра и до обеда, а потом с вечера и до поздней ночи. Есть ли возможность пересмотреть и этажность, и инфраструктуру?
— Я по вопросу застройки Валентиновского и Бурковского поля. Это охранная зона Лосиного острова, и ее все время уменьшают. Там госэкспертизой по суду запрещена стройка. Это решение игнорируется. Более того, в этом районе совершенно нет коммуникаций. Стройка еще не началась, а Валентиновский квартал уже выставлен на продажу. Можно ли остановить этот беспредел? — эти две взволнованные женщины не представились, но потом люди начали называть имена и фамилии.
— Ольга Сидорова, микрорайон Текстильщик. У нас обеспокоенность высотной застройкой по улице Тарасовской. Сейчас заложены два трехсекционных и два пятисекционных 25-этажных дома. Мощность канализационной станции рассчитана на 10 тыс., а предположительно будет 15–16 тыс. жителей. Водопроводная и котельная не заложены. Кроме этого, на 10 тыс. жителей микрорайона — один детский сад на 208 мест, одна школа на 650 мест и поликлиника, где 4 кабинета. Две детские площадки на поселок. Физкультурно-оздоровительный комплекс стоит, но он 15 лет не работал по назначению.
Дома строятся в пойме реки, без вбивания свай и создания соответствующего фундамента. Во дворах или под землей не предусмотрены парковки. Ведущие к микрорайонам дороги не справляются с нагрузкой. При застройке уничтожаются реликтовые ели, яблоневые сады, и так далее и тому подобное. Создается впечатление, что то, что происходит в городе, волнует только жителей, но не администрацию и застройщиков. Иначе как все это объяснить?
Глава города Королева Валерий Минаков, который тоже присутствовал на встрече, ничего конкретного гражданам сказать не смог, кроме того, что они неправильно понимают всю эту ситуацию. Также он сетовал на отсутствие в городе свободной земли и денег в муниципальном бюджете.
В ответ на претензии жителей врио губернатора велел местной администрации в месячный срок по каждой из озвученных проблем составить исчерпывающий перечень. Он заверил граждан, что «никакой несанкционированной, противоречащей здравому смыслу стройки тут не будет». А будет проведена ревизия всех заключенных контрактов на строительство.
Как отметил Андрей Воробьев, отвечая на вопросы журналистов после встречи с общественностью, подобные жалобы граждан на точечную застройку, отсутствие транспортной и социальной инфраструктуры он слышит каждый раз, когда приезжает в любой подмосковный город. Поэтому было принято решение о приостановлении выдачи новых разрешений на строительство по всей Московской области. Также идут перестановки и в местных администрациях. Так, в октябре прошлого года за выдачу разрешения на строительство многоэтажного дома, не обеспеченного соответствующей инфраструктурой, была уволена зам. мэра города Химки Ирина Иванова. А сразу после отъезда Андрея Воробьева из Королева появилось сообщение агентства РИА «Новости» со ссылкой на источник в администрации врио губернатора о том, что будет уволен зам. руководителя администрации Королева Игорь Тюляков, курирующий в городе вопросы строительства и землепользования.
Александр Панин
Сегодняшнюю ситуацию с «цветаевским сквером» прокомментировала местный краевед Мария МИРОНОВА:
«После визита Воробьева строительство высотки заморозили на две недели. Пока. За это время вроде бы должен решиться вопрос о существенном снижении этажности запланированного здания. Кроме того, необходимо все же определить охранную зону памятника и зону регулирования застройки. То есть на каком расстоянии от Дома-музея и сквера все же можно вести строительство и какой высоты должны быть здания».
«Уничтожить сквер можно не только физически, можно подавить его морально, — продолжает Мария Миронова. — Смотрите, в той же Европе, сохраняя какой-нибудь средневековый собор, власти не позволяют снести и старинную улочку рядом. Потому что бриллиант не должен быть без оправы! Окрестности памятников тоже необходимо беречь. А в России как? Строится, скажем, современный торговый центр рядом с Сергиевой лаврой — и ничего, никого это не возмущает. Мы гробим памятники ради сиюминутной выгоды! И никто не несет за это ответственности.
Определить, какая охранная зона будет у Дома-музея Цветаевой, должны специалисты. От нечистоплотных застройщиков и бюрократов музей необходимо защитить юридически.
Дом-музей Цветаевой включен в целевую программу Минкульта Подмосковья по определению охранной зоны. То, что варварскую застройку пусть временно, но предотвратили, есть результат неравнодушия общественности и пристального внимания областного руководства. СМИ навели мост между людьми и властью. Потому что при отсутствии реальной охранной зоны вряд ли кто снизил бы этажность коммерческой застройки. Сквер и Дом-музей защищаем буквально голыми руками.
Зону дальнейшей застройки может определить новый проект планировки территории. И ландшафтно-визуальный анализ, который проведут в рамках выделения охранной зоны. Цветаевский сквер, по предварительному представлению, вероятнее всего отнесут к зоне охраняемого ландшафта. Ужасно то, что, по сведениям жильцов, застройщик уже провел переговоры с частным владельцем о покупке участка на углу улицы Цветаевой и Урицкого. «А это уже критическая близость к памятнику. Прошла информация, что сквер сохранят, но рядом застройщик надеется возвести очередной дом в 17 этажей. Неужели никакого снисхождения к исторической застройке не будет, только одно желание — и дальше осваивать территорию многоэтажным строительством? Значит, впереди новая битва жителей с застройщиком и администрацией?»
* * *
Борьба жителей за сохранение исторической части городов, поселков, деревень, исторических зон и ландшафтов и просто уникальных по красоте мест в Подмосковье переживает очень острую стадию, когда деньги, как правило, решают все. Жители, собравшиеся в цветаевском сквере, говорили о том, что нужно незамедлительно принять закон о градостроительных нормах и правилах, действующих на подобных территориях, об установлении вокруг всех подмосковных памятных и уникальных мест охранных зон, как это сделано с территорией Бородинского поля. Многие из таких памятников уже безвозвратно утеряны, охранные зоны нарушены. «Жилье ведь строится для людей, а не для зверей, которым все равно, в какой стране они живут и какую культуру представляют. Пора установить четкие и прозрачные границы вседозволенности застройщиков и их покровителей, пора услышать народ, у которого пока еще не пропало желание быть в своей стране культурным и образованным».
Защитники истории и культуры уверены, что в Королеве областная администрация сделала очень верные и своевременные шаги, которые обязательно будут продолжены.
Екатерина Сажнева
МЕЖДУ ТЕМ
Андрей Воробьев в понедельник посетил ЦУП и вышел на прямую связь с Международной космической станцией (МКС), он попросил командира корабля «Союз-ТМА-07М» Романа Романенко прислать в регион весну.
«Роман, присылай нам весну, а мы твоей жене пошлем цветы», — пошутил во время сеанса связи с МКС врио губернатора, обращаясь к Роману Романенко, космонавту из подмосковного города Щелкова.
В подмосковном Королеве глава региона посетил также Центральный научно-исследовательский институт машиностроения в сопровождении российских космонавтов Алексея Леонова, Сергея Крикалева, Максима Сураева. Там он пообщался с молодыми научными сотрудниками, которые подарили Андрею Воробьеву фотографию: вид из космоса на здание правительства Московской области — со своими автографами.