Открывая заседание, президент ассоциации Валерий Гаврилов (он же глава Дмитровского района) подчеркнул, что хотя эта структура и существует 10 лет, она «никогда не была баррикадой по отношению к государству». Позиция членов ассоциации — работать на людей.
Правда, эффективно выполнять свои задачи муниципалитетам не всегда удается. Причин тут великое множество.
Взять полномочия, которые кровь из носа должны исполнять муниципальные власти на местах. После принятия 10 лет назад печально известного 131-го ФЗ «О местном самоуправлении» их количество увеличилось почти в 2 раза: с 20—27 до 38—44. Тут и содержание дорог, и электрификация, и газификация, и водоснабжение, и обеспеченность теплом…
Мы назвали только те сферы деятельности, которые касаются ЖКХ. Но есть еще и много других: культура, молодежь, ремонт школ и больниц. Однако финансовое обеспечение под их выполнение за этот же период осталось тем же.
Хорошо, если средств в муниципальной казне хватает на выполнение 2—3 функций. А как быть с оставшимися 40?! Дворцы культуры на центральных усадьбах в экс-колхозах сдаются в аренду предпринимателям — чтобы сохранить само здание клуба и наскрести деньжат на другие полномочия.
Насколько оправдан такой бизнес, сказать трудно. Ведь часто вместо танцев под гармошку крестьянским детям предлагают такие увеселительные программы, что в них можно почувствовать кайф, только приняв дозу наркотика…
С другой стороны, центр год за годом вымывает у местных органов власти те функции, которые они осуществляли исстари, еще со времен чуть ли не царя Гороха.
О чем речь? Раньше большой пакет социальных услуг жители деревень получали прямо в сельсовете. В каждом имелась большая похозяйственная книга, где регистрировались практически все сделки с недвижимостью, оформлялись завещания и передача в наследство, регистрировались браки и рождение детей — и т.д. и т.п. В определенной степени сельсовет являлся нотариальной конторой.
Все это (при штатной численности в 3—4 человека) занимало 15 минут и совершалось абсолютно бесплатно.
Реформы все перевернули вверх тормашками. Сегодня, чтобы зарегистрировать несчастные 6 соток, бабушке-старушке нужно потратить на согласование с разными структурами около двух годовых пенсий (!) и 6—7 месяцев на стояние в очередях к чиновникам регионального и федерального уровня.
Главы районов и мэры городов (на совещании присутствовали посланцы из подмосковных Серпухова, Протвина, Ступина, других регионов страны; даже глава мунобразования г. Лабытанги — из далекого Ямало-Ненецкого автономного округа) по долгу службы бывают на важных правительственных совещаниях и видят, какие баталии вспыхивают, если у какого-нибудь федерального министерства, например сельского хозяйства, пытаются отщипнуть чуточку прав. Чиновники буквально на амбразуру ложатся! Ведь в один прекрасный день они рискуют влиться в департамент какого-нибудь другого ведомства.
— Почему мы молчим, когда теряем свои функции? — спрашивали члены правления. — Нам за них тоже нужно бороться! Иначе с нами вообще перестанут считаться!
Поначалу на местах вздохнули с облегчением, когда у них оттяпали отеческую заботу о медицине (больницах и поликлиниках), а также об образовании. Состояние этих структур «еще то», а на кого валятся все шишки? На местную власть. Пускай теперь это станет головной болью регионального и федерального начальства!
Правда, вскоре выяснилось, что содержание и ремонт этих объектов все равно остался за муниципалами. Хотя денег в их бюджетах под это дело уже не предусмотрено. Да и к кому пойдут жаловаться старики на свою больничку? К губернатору или президенту? Кто их там ждет?
Придут к главе района или к мэру. Как объяснишь, что за здравоохранение и образование местные органы уже не отвечают?
При этих и других, казалось бы, непреодолимых препятствиях на пути к всеобщему процветанию есть в Подмосковье весьма успешные мунобразования. Одно из них городской округ Домодедово, где и проходило заседание правления. Участники мероприятия (они представляли все 8 федеральных округов России, всего же в ассоциацию входит больше 100 муниципальных образований и в нее вступают все новые и новые члены) совершили экскурсию по нескольким производственным и социальным объектам города. В частности, побывали на стадионе «Авангард», ознакомились с выполнением программы сноса ветхого жилья, посетили центр дополнительного образования детей…
«Чтоб нам так жить!» — говорили многие. По программе сноса ветхого жилья уже переселено больше 500 семей, а строительная компания не просто возводит жилые дома, но одновременно прокладывает коммуникации, строит школу и детский сад. Именно такую задачу ставит Андрей Воробьев перед инвесторами в других районах Подмосковья. Что касается центра дополнительного образования детей, то для большинства участников заседания это и вовсе было ноу-хау.
— У нас 5 таких центров, в каждом не меньше 100 малышей, — пояснял глава администрации городского округа Игорь Городецкий. — Они организованы для тех, кто не попал в детские сады. По 2—3 часа в день бесплатно учим малышей читать, писать и считать. В школу пойдут уже грамотными.
Есть надежда, что благодаря неустанной деятельности ассоциации заметно поправятся дела и в других городах и весях страны. Так, «свои» люди уже появились в совете по местному самоуправлению при председателе Госдумы, в коллегии Минрегионразвития и даже в Совете по развитию местного самоуправления при Президенте РФ. Там «агенты влияния» упорно продвигают идеи, которые могут упростить на местах работу властей.
Не так давно ВВП лично обрушился с критикой на надзорные и контролирующие органы за то, что те «кошмарят» проверками и запросами муниципальные власти. За период с 2011—2013 гг. их количество увеличилось на целых 30%.
— Возьмем выполнение предписаний инспектирующих органов, — возмущался на заседании еще один участник. — Чтобы их реализовать, иногда требуется потратить половину бюджета района. Не выполнишь — нарушишь закон. Выполнишь — все равно нарушишь, ведь бюджет уже утвержден, его нельзя менять по каждому требованию прокуратуры…
Словом, ВВП эти сигналы услышал и уже дал свое предписание — не прессовать без нужды местные органы власти.
К сожалению, пока каких-то законодательных актов на сей счет не издано.
Как отмечалось на заседании президиума, лед тронулся и в другом наиважнейшем для мунобразований вопросе — о передаче местным бюджетам из федеральной и региональной казны тех налогов, которые сегодня прямиком идут мимо муниципальной кассы. Ожидается, что в обозримом будущем муниципалам России вернут аж 3 трлн рублей, необходимых на осуществление полномочий.
Процесс этот должен начаться с 2014 года, первый транш упадет в размере 80 млрд. Однако у глав районов и у мэров городов имеются сильные опасения, что он не начнется, вопрос, как обычно, чиновники заволокитят.
Тут нужно отдать должное региональным властям Московской области, которые по передаче финансов идут впереди планеты всей. Не дожидаясь 2014 г., подмосковным мунобразованиям правительство уже передало налоги на прибыль, с юридических лиц и с малого бизнеса. К примеру, Дмитровский район только за счет них пополнил в 2012 г. казну на 600 млн рублей.
Президент ассоциации Валерий Гаврилов посоветовал коллегам из других регионов «теребить» своих губернаторов, постоянно будировать этот вопрос. А чтобы его уж точно не заиграли, прямо на заседании правления проголосовали провести в Москве 14 июня съезд малых и средних городов России. С приглашением на него первых лиц государства.