Выдвинул идею создания космического класса и реализовал ее на практике глава района Павел Иванович Челпан. Помог ему в этом деле наш легендарный космонавт — дважды Герой Советского Союза Виктор Савиных.
— Почему именно космос? — рассуждает глава района Павел Челпан. — Потому что сегодня космическая отрасль — пожалуй, единственная, в чем мы пока удерживаем определенные позиции. А подрастающему поколению чувство гордости за свою страну необходимо.
Что касается Виктора Петровича Савиных, то он в Ступино отправился охотно.
— Мы знаем Павла Ивановича Челпана как человека, который очень многое делает для повышения образовательного уровня подрастающего поколения Ступинского района, — сказал Виктор Петрович.
Делается действительно немало. Ступинские школьники — постоянные участники областных, федеральных и международных ученических олимпиад. Золотые и серебряные медали «За особые успехи в учении», а также аттестаты с отличием здесь давно не редкость. Процент поступающих в высшие учебные заведения выше, чем в любом другом районе Московской области.
Благодаря чему это стало возможно? В свое время именно в Ступинском районе была разработана новаторская программа так называемых университетских округов. Суть ее заключается в том, что юных ступинцев с младых ногтей «затачивают» под получение высшего образования. Здесь практически все школы находятся в тесной связке с ведущими вузами страны, многие из которых открыли в Ступине свои филиалы.
Взять тот же лицей №2. С ним давно сотрудничают известные и уважаемые экспертным сообществом вузы — Московский государственный авиационно-технологический университет (МАТИ) и Российский химико-технологический университет. Лицеисты выпускных классов посещают университетские лекции, участвуют в лабораторных, исследовательских, проектных работах.
Не случайно минувшие выпускные, а значит, и вступительные экзамены питомцы лицея выдержали просто блестяще — из 50 выпускников 46 с большим отрывом по баллам были зачислены на первые курсы различных вузов.
Другую грань ступинских достижений во время встречи с подшефным теперь классом лицея отметил Виктор Савиных.
— Мне очень импонирует тот факт, что ваш лицей ориентирован прежде всего на изучение естественных наук — физики, химии, математики, — сказал он. — У нас сегодня, к сожалению, имеется существенный крен в сторону гуманитарных предметов; больше, чем требуется, наши вузы готовят юристов, экономистов. А вот что касается инженеров, конструкторов, программистов — их ощущается острая нехватка. И не только в космической отрасли.
На большинство вопросов ребята ответили. Самым активным — Валентине Минаевой и Никите Ильдечкину — Виктор Савиных подписал и подарил экземпляры своей известной книги «Вятка — Байконур — Космос».
И, конечно же, у юных ступинцев было море вопросов к Виктору Петровичу Савиных. Какими качествами должен обладать кандидат в космонавты? Сложно ли выдерживать перегрузки на старте ракеты-носителя? Аудитория слушала ответы человека, чья биография может служить и иллюстрацией к биографии страны, затаив дыхание.
— Трудно ли стать космонавтом? — говорил Виктор Савиных. — Да, непросто. Но если вы поставили перед собой цель, если не сворачивая идете к ней — вы обязательно добьетесь своего.
Он рассказал, как по окончании сельской школы в родной Кировской области окончил железнодорожный техникум, отслужил в армии, поступил в Московский институт геодезии и картографии. Отучился, работал над созданием оптических приборов, пришел в отряд космонавтов. Самый памятный полет? Когда вместе с Владимиром Джанибековым они рискнули вернуть к жизни замолчавшую орбитальную станцию «Салют-7». И вот в этих далеко не гостеприимных условиях космонавты начали работать и вернули станцию к жизни. Договорились на встрече и о будущей совместной работе лицея и университета. По словам Виктора Савиных, ему как космонавту «прежде всего хотелось, чтобы в сердцах ребят зажегся бы огонек интереса к непростой, но очень интересной профессии космонавта. Она многогранна. Кто-то конструирует новые корабли и космические аппараты, кто-то разрабатывает программы медико-биологических экспериментов, кто-то посвящает себя производству ракетно-космической техники, кто-то венчает все эти усилия, отправляясь в космическую экспедицию».
Значит, надо постараться, чтобы юные ступинцы познакомились с этими и другими гранями профессии. Вместе с шефами они обязательно побывают в действующей астрономической обсерватории, посмотрят в ночное небо. Они посетят аудитории ведущих космических вузов, цеха ракетно-космических предприятий, Центр подготовки космонавтов и Центр управления полетами.
И тогда, согласитесь, они совсем по-другому будут смотреть на экипажи орбитальных станций, на запуски космических кораблей. И по-другому думать о выборе жизненного пути.