10 лет — один ответ

Многодетной семье из Можайского района потребуется 100 лет, чтобы заработать на квартиру

Можайский район — западная окраина Московской области. Местные шутят: мы на 100 километров ближе к Европе, вот москвичи и едут к нам из столицы. В каждой шутке есть доля правды. Места здесь красивые, экологически чистые, пользуются спросом у дачников. Но если для дачника патриархальная тишина и отсутствие всякого строительства — благо, то для местного жителя — смерть. Можайский — один из самых депрессивных в социально-экономическом плане районов Подмосковья. Работу худо-бедно люди здесь еще находят, а вот решить свои жилищные проблемы редко кому удается. Новостроек в районе практически нет, на вторичке свободных квартир тоже мало, жилой фонд в районе — ветхий, аварийный. Кто побогаче, перебирается поближе к Москве. Хуже тем, кто годами, десятилетиями стоит в очереди на улучшение жилищных условий. Они заложники ситуации, которая как чемодан без ручки: нет сил нести, и бросить жалко. История многодетной семьи Неруш в этом отношении типична.

Многодетной семье из Можайского района потребуется 100 лет, чтобы заработать 
на квартиру

Пятеро из ларца

Правильно говорят, что каждый человек в чем-то обязательно талантлив. У завхоза Андрея и санитарки Елены Неруш — безусловный талант делать замечательных детей. Все пятеро как на подбор: красивые, ладные, умные. Старшая Виктория хорошо рисует, средний Даниил делает успехи в футболе, младший Коленька мечтает о спортивных лаврах в боксе, а про малышек Симу и Машу воспитатели в детском садике говорят: это наши активистки, помощницы.

К многодетной семье все педагоги относятся с симпатией и сочувствием: «Очень дружные ребята у Лены и Андрея, послушные. Родители — тоже молодцы, ответственные. У нас с ними никаких проблем».

Хотя проблемы у семьи Неруш есть, причем нешуточные. Порой дети опаздывают к началу занятий, а несколько раз за зиму они и вовсе вынуждены прогуливать школу, но никто их не наказывает: все понимают, что виноваты не дети, а тяжелые жизненные обстоятельства, в которые попала семья.

Многоквартирный дом, где живет семья Неруш и еще несколько таких же горемык, стоит в лесу. Для дачи — место бесценное. Кругом вековой лес, река, летом в ста метрах от подъезда можно набрать полную корзину грибов, но жить здесь с маленькими детьми — сущее наказание. Когда-то тут был военный узел связи, потом в чью-то светлую голову пришла идея поселить здесь несколько семей с маленькими детьми. До ближайшего поселка Борисово, где расположены школа и детский садик, восемь километров, из них два нужно идти лесом. Каждый день Андрей сам отвозит детей на занятия и потом забирает. Но бывает, что машина в мороз не заводится, иногда так занесет дорогу, что ни проехать ни пройти. А еще после школы детей надо развезти по кружкам и секциям, Вику в «художку», Даню — на тренировку. Работает Андрей от поездки до поездки. И сам всегда на нервах, и дети всегда переживают: успеет ли папа к началу/концу уроков.

Каюсь, я спрашивала Андрея: зачем им с Еленой столько детей? Для большинства супружеских пар один-два ребенка — предел возможностей, трое — чуть ли не героизм. А многодетные родители воспринимаются в нашем обществе как чудаки.

Но мой собеседник в свою очередь не может понять меня, разводит руками и как-то по-детски простодушно спрашивает: «Ну, если Бог дает детей, как можно отказываться? Вот летом еще одного, шестого ждем. Приезжайте на крестины».

Дом в лесу

Откуда у людей, подобных Андрею и Елене Неруш, берутся вера в собственные силы, оптимизм и терпение — для меня загадка природы. Пять лет они живут всемером в малогабаритной квартире 28 кв. м. До этого жили с тещей и семьей Лениного брата. Елена местная, родилась, выросла здесь, ее мама всю жизнь проработала в местном совхозе. По всем параметрам их семья — один сплошной приоритет. Многодетные, коренные, молодые — под любую программу подходят. Однако уже почти 10 лет стоят в очереди на улучшение жилищных условий, а конца этой очереди не видно. Несколько лет они простояли в общей для всего Можайского района очереди, какими они там по счету были — не знают, так как очередь не сдвинулась ни на шаг к заветной цели. Потом очередников расформировали по отдельным поселениям. Тут семья Неруш стала первой; правда, два года назад оказалось, что их отодвинули на второе место — нашлась семья, которая встала в очередь раньше. Но спустя 10 лет ожидания вся эта виртуальная очередь воспринимается ими уже как нечто абстрактное, не имеющее никакого отношения к реальной перспективе получить жилье.

«Когда нам предложили занять квартиру в деревне Язево, обещали, что это только на время, — рассказывают супруги. — Сначала нам выделили квартиру в многоквартирном доме в Борисове. Но перед самым заселением выяснилось, что в нашу квартиру переводят контору местного ЖКХ. Только на месяц-два, пока отремонтируем помещение, говорили чиновники. Но пара месяцев затянулась на пять лет».

Квартира в Язеве, где живет семья Неруш, не только мала для семерых человек, удалена от школы и детского садика — она вообще непригодна для жилья. Дом не имеет фундамента, стоит в низине около реки, поэтому стены пропитались влажностью, как губка. Каждую весну жильцам первого этажа этого многострадального дома приходится переклеивать обои, но плесень все равно проступает на стенах, потолке, покрывает вещи в шкафах; даже игрушки, оставленные на полу на ночь, становятся липкими и скользкими на ощупь.

Дети Неруш часто болеют, почти у всех были тяжелые формы бронхита и воспаление легких. Участковый врач даже предупредил родителей: если не смените жилье — у детей может развиться астма. Андрей и Лена в отчаянье: они и сами понимают, что оставаться в такой гнилой квартире нельзя. Но и переехать им тоже некуда. С таким количеством детей квартиру не снимешь: бюджет семьи — 40 тысяч рублей, еле-еле хватает, чтобы всех накормить, одеть, обуть.

Ну а льготы, субсидии как семье многодетных? Оказывается, всю материальную помощь государства можно уместить в одной строке: бесплатный проезд с детьми в транспорте, 50-процентная субсидия на оплату ЖКХ, иногда еще перепадет бесплатная путевка для детей в санаторий или летний лагерь. И то если у Елены хватит сил и времени побегать по кабинетам чиновников. Никаких дотаций на покупку жилья многодетной семье никто никогда не предлагал. Самостоятельно купить квартиру они тем более не смогут.

Ради интереса мы с Андреем начинаем считать, сколько лет потребуется им, чтобы скопить на собственную квартиру — сейчас они живут в муниципальной. (Кстати, счет за ЖКХ в этой гнилой трущобе составляет более 6 тыс. руб. в месяц, да еще в месяц набегает тысяча за электроэнергию — постоянно приходится держать включенными обогреватели, на полу из всех щелей дует.) Так вот, самая дешевая «трешка» в Можайском районе — около 2,5 млн руб. Получается, если многодетная семья сядет на хлеб и воду, перестанет покупать одежду, обувь и прочие «излишества», сумеет ежемесячно откладывать по 3 тысячи, то лет через 100 они, может быть, соберут необходимую сумму…

О детях и бюджетах

Андрей и Елена — верующие люди. Ходят в церковь, постятся, молятся, Андрей даже работает в храме помощником священника по хозяйственной части. Их терпимости во многих житейских вопросах можно только позавидовать. Например, когда один из близких родственников поступил с ними несправедливо, даже жестоко, а батюшка на исповеди, выслушав, сказал, что по-христиански надо простить обидчика, — они смирились и простили, от души. Но вот к постоянному вранью чиновников у православного христианина Андрея снисхождения нет. Он даже новости по телевизору смотреть перестал: нервы не выдерживают.

«Зачем они постоянно твердят нам с экрана одно, а в жизни творят совсем другое?! Говорят, что стране нужны дети, призывают рожать, а когда приходишь к ним на прием, то смотрят на тебя как на идиота. В лучшем случае просто скажут: у нас бюджеты маленькие — не позволяют строить социальное жилье для многодетных. А в худшем — могут и послать: нарожали тут, а теперь ходят, клянчат квартиру! Допустим, мы всех своих детей любим, для нас нет альтернативы — рожать или не рожать. Но кто-то, возможно, решился на второго-третьего-четвертого ребенка, поверив в обещания властей, что им помогут, в том числе и с жильем. Зачем же этим людям давать ложные ориентиры?» — размышляет Андрей.

Он рассказывает, какими правдами и неправдами записывался на прием к начальникам разных уровней. Многие чиновники районного масштаба его уже по голосу узнают и при первых же словах трубку бросают. Если все же от объяснений отвертеться не удается… Однажды Андрей встретил главу Можайского района в храме — тут уж пришлось поговорить с просителем, но чиновник не растерялся и отфутболил его к главе поселковой администрации: «Я бы и рад вам помочь с квартирой, да не имею права, теперь жилье распределяется на уровне поселковой администрации». Глава поселка в свою очередь развел руками: «А у меня откуда деньги — последний дом, который начали строить в поселке Борисово еще при советской власти, до сих пор стоит без крыши».

В конце концов Андрей решил во что бы то ни стало попасть на прием в правительство Московской области. Раз в области существует программа помощи семьям с детьми и в ней обещаны преференции в получении социального жилья многодетным, значит, его хотя бы там выслушают и помогут разорвать порочный круг проблем. Целый день он дозванивался в приемную, и вот в трубке послышались долгожданные длинные гудки, потом вежливая женщина на том конце провода записала его просьбу и пообещала, что вся информация будет в тот же день у компетентного сотрудника министерства. «Ждите приглашения на прием», — пообещала вежливая дама.

Через несколько дней многодетный отец не вытерпел и решил позвонить в приемную правительства еще раз. Сотрудница приемной уже не была такой вежливой и долго не могла понять, что он от нее хочет. Наконец нашла нужную информацию: «Вас примут в министерстве стройкомплекса и ЖКХ Московской области». «Ну что ж, тоже неплохо», — решил Андрей и стал ждать дня встречи.

Встреча состоялась! Чиновник выслушал многодетного ходока, посочувствовал, еще раз рассказал об амбициозных планах области в жилищном строительстве. Когда же многодетный отец попытался сузить масштаб проблемы до одной отдельно взятой семьи, оказалось, что время встречи подошло к концу. Правда, на прощание чиновник пообещал: «Свяжемся с местными властями и подумаем, как вам помочь».

Неужели круг замкнулся?..


Елена Березина

«МК» ПОПРОСИЛ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ТЯЖЕЛУЮ СИТУАЦИЮ, В КОТОРОЙ ОКАЗАЛАСЬ СЕМЬЯ НЕРУШ, ЭКСПЕРТОВ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Герман ЕЛЯНЮШКИН, заместитель председателя правительства Московской области, курирующий стройкомплекс региона: «К сожалению, особого механизма улучшения жилищных условий для родителей, имеющих большое количество детей, законодательством не предусмотрено. Более того, предоставление «вне очереди» жилых помещений квалифицируется как нарушение конституционных прав других граждан, стоящих в очереди. Другое дело, что, будучи в очереди второй, семья Неруш длительное время не может получить квартиру. Также не предоставлен земельный участок. Это свидетельствует о неэффективной работе муниципального образования».

Нам также сообщили, что для реализации в принципе хороших программ, которые приняты в области, не хватает финансовых ресурсов не только муниципальных образований, но и бюджета всей области. Спрашивается: зачем принимать программы, если они не подкреплены финансово? (Прим. автора)

Кроме этого, правительство рекомендует на местах применять такую схему решения этой непростой проблемы:

Администрации муниципального образования срочно включить дом, в котором живет семья Неруш, в программу расселения ветхого и аварийного жилья. Комитет по долевому строительству, ветхому и аварийному жилью Московской области окажет в этом содействие.

Предоставить семье обеспеченный инженерной инфраструктурой земельный участок. А министерство стройкомплекса и ЖКХ возьмет на контроль сроки его предоставления.

ОТ РЕДАКЦИИ

Нам очень понравились рекомендации сотрудников стройкомплекса Подмосковья, и мы очень надеемся, что данная публикация послужит достаточным основанием, чтобы претворить этот план в действие. А «МК» в свою очередь возьмет на контроль развитие ситуации в семье Неруш, о чем сообщит читателям «Московии».

Когда номер газеты уже верстался, пришел еще один ответ из министерства социальной защиты Московской области. Нам сообщили, что все меры социальной поддержки в соответствии с законодательством семье Неруш предоставляются в полном объеме. Со списком всех льгот и дотаций, которые положены многодетной семье, можно ознакомиться здесь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру