Как стало известно «МК», это «неожиданное» открытие сотрудники музея сделали с подачи своих коллег из Саратовского музея имени Радищева. Саратовцы прислали им письмо, в котором предположили, что название полотна, скорее всего, ошибочно. Во-первых, очевидно, что на картине изображена осень. А во-вторых, в Саратовском музее находится копия с этой картины некоего Николая Хохрякова, который был учеником великого пейзажиста. И эта копия носит название «Болото в лесу», а на ее обратной стороне стоит еще одна подпись: «Последний лист».
— По правде сказать, мы и сами видели это очевидное несоответствие между названием картины и тем, что на ней изображено, — поделились с «МК» в музее. — Однако у нас не принято спорить с документами. А по ним значится, что эта картина поступила в Серпухов 22 августа 1924 года из Московского губернского музея именно под названием «Лес весной».
Но раз уж обнаружилась копия полотна с явным указанием на другое время года, сотрудники музея решили поднять весь свой архив и докопаться до истины.
— Так мы выяснили, что в 1884 году эта картина экспонировалась на Двенадцатой выставке передвижников под названием «Последний лист», — пояснила «МК» научный сотрудник музея Галина Строева. — И тогда наши специалисты решили осмотреть ее саму более тщательно. Данный осмотр преподнес свои сюрпризы. На оборотной стороне картины была обнаружена едва видимая полустертая надпись углем, сделанная, скорее всего, рукой самого автора: «Осень. Шишкин». Что же касается подписи «Последний лист», фигурировавшей на выставке, то, по всей вероятности, такое «литературное» название дали картине сами организаторы мероприятия».
Как бы там ни было, этикетку на картине сотрудники Серпуховского музея решили поменять, и через 100 лет весенний лес превратился в осенний. Теперь название картины звучит так: «Осень» («Последний лист»).