Генералы песчаных карьеров

Почему простые жители смогли победить мусорную мафию

Президент России Владимир Путин объявил 2017 год Годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к насущным проблемам в этой сфере и улучшить состояние экологической безопасности страны. Простые жители хорошо понимают этот призыв и откликаются на него всей душой и сердцем. Они рвутся в бой. Ситуация, которая сложилась вокруг Икшинской свалки, говорит о многом...

Почему простые жители смогли победить мусорную мафию
Так выглядит свалка в карьере «Ртищево». Фото: Дарья Сергеева

Вот так благоустроили!

Дмитровский район полон контрастов. С одной стороны, тут потрясающе красивая природа: озера, канал, водохранилища, леса и возвышенности. Недаром на Дмитровке находятся самые известные курорты Подмосковья: «Волен», «Сорочаны», «Яхрома». Но вместе с тем здесь расположены два гигантских полигона ТБО — «Дмитровский» и «Непейно», отравляющие эту прекрасную природу на много километров вокруг. Первый, правда, в 2015 году власти Московской области наконец-то закрыли. Зато вместо него почти сразу же появились две новые несанкционированные свалки в поселении Икша. И ущерб от них для окружающей среды, по оценке экспертов, ничуть не меньше.

Для Дмитровского района мусорная тема — это как граната с выдернутой чекой: никогда не знаешь, в какой момент она рванет. Не успели жители Икши и близлежащих дачных поселков вдохнуть полной грудью чистого воздуха после закрытия полигона «Дмитровский», как вскоре округу опять накрыло ядовитое облако вони. Прошлым летом смрад стоял такой, что люди хватали детей и уезжали к родным, знакомым — до машин приходилось бежать, прижимая мокрые полотенца, чтобы не задохнуться.

Выяснилось, что источником жуткого запаха, а также пристанищем для крыс, бродячих собак, бомжей и помоечных чаек является новая свалка. Она, как раковая опухоль, стремительно расползалась по территории отработанного карьера «Ртищево». Когда-то там добывали песок и камень, а потом администрация Дмитровского района решила карьер рекультивировать и отдала этот участок муниципальной земли в аренду некоему Александру Поляеву.

Арендатор, договор с которым чиновники подписали почти на 50 (!) лет, решил не заморачиваться с благоустройством бросовой земли и передал право аренды другой организации. Та в свою очередь еще раз заключила договор с новой фирмой — и так по всяким серым схемам карьер переходил из рук в руки несколько раз, пока летом 2016 года там не обосновалась фирма «Стройэко-М».

По свидетельству местных жителей, возить в карьер мусор пытались и раньше — еще в 2009 и 2011 годах, но власти быстро пресекали эти мусорные интервенции, а вот «Стройэко-М», по-видимому, сумело найти подход к нужным людям. Рекультивация выработанного карьера заключается в том, что его ложе заполняется безопасными грунтами, например после дорожных работ, сверху насыпается плодородный грунт, высаживается лес. Кстати, рядом с Икшей идет строительство ЦКАД, и грунт в карьер можно было бы завозить оттуда.

Но предприимчивые дельцы, наверное, подумали, что глупо засыпать карьер обычной землей и получать за это копейки, если можно заработать на этом миллионы. Стоит только сначала набить его под завязку мусорными отходами — и уже потом присыпать землей, посеять траву, посадить  деревья.   

Такие несанкционированные свалки приносят хозяину колоссальную прибыль. Такса с одного мусоровоза — 5 тыс. рублей, за день в карьер «Ртищево» до недавнего времени приходило до 200 машин, получается, ежедневная выручка равняется миллиону рублей «неучтенного нала», в месяц это полмиллиона долларов. И никаких налогов. Накладные расходы минимальные, разве что откаты должны быть очень приличные. Иначе как объяснить, что интенсивный мусорный трафик свободно функционировал на глазах у местных властей и полиции с лета прошлого года?

Жители Икши и активисты экологического движения второй месяц блокируют дорогу к свалке. Фото: Дарья Сергеева

Зона бедствия

«Полигон для захоронения ТБО — это сложный комплекс природоохранных сооружений. Его дно необходимо закрыть защитной пленкой, сделать фильтрационные колодцы, чтобы ядовитые стоки не попали в подземные источники воды, поставить газоулавливатели, но главное условие — это санитарная зона. До жилых домов и социальных объектов от свалки должно быть не менее 500 метров. Однако оба карьера — и в Ртищево, и в Никольском — вплотную прилегают к жилым домам городского поселения Икша», — говорил Николай Трифонов, председатель регионального отделения по Московской области Общественного экологического контроля России (ОЭКР).

Особый цинизм ситуации в том, что в зону экологического бедствия попали дома по улице Рабочая, куда расселяли людей из ветхого и аварийного фонда. Среди них есть и потомки строителей канала имени Ленина, ветераны, заслуженные люди. Многие из них долгие годы жили в дощатых бараках без удобств и как манны небесной ждали улучшения жилищных условий. А тут вдруг такой облом — новоселье оказалось рядом со свалкой! Прямо под окнами их прекрасных новых квартир идет нескончаемый поток мусоровозов: день и ночь рев моторов, вонь, антисанитария. Мусорный трафик не пощадил даже погост: большегрузы с отходами за несколько месяцев разбили дорогу, ведущую на Ртищевское муниципальное кладбище.

Естественно, люди не сидели сложа руки. Многие сразу же стали объединяться в инициативные группы, писать властям в район, область, в полицию и прокуратуру — все как обычно. И как обычно — толку от этой обширной переписки оказалось немного.

Например, передо мной письмо из областного Госадмтехнадзора. Там сказано, что 14 октября 2016 года представитель территориального отдела №3 данного ведомства провел проверку территории карьера «Ртищево», но никаких фактов нарушения Закона о благоустройстве не выявил. То есть инспектор приехал, убедился, что карьер огорожен забором, на воротах висит замок, и поехал себе восвояси...

Местная жительница Ольга Мандровская, которой адресован этот ответ, накануне приезда инспектора сама была в карьере и видела, как туда один за другим едут мусоровозы, сгружают отходы, как с помощью строительной техники свалку засыпают землей. Спрашивается, почему обычные люди могут зафиксировать преступления мусорных королей, а как только в карьер приезжают проверяющие, деятельность свалки тут же прекращается, мусоровозы исчезают, ворота закрываются? А сами проверяющие, как малые дети, в упор не видят навалов мусора и вони не чувствуют. А вызвать полицию и с помощью нее пройти на территорию карьера — это и вовсе непосильная задача.

«Это какой-то цирк, — рассказывает Дарья Сергеева, руководитель Дмитровского отделения ОЭКР. —  Глава поселения Икша Надежда Лапицкая открыто в микрофон заявила во время митинга, организованного жителями против свалки в Ртищевском карьере, что боится мусорной мафии, поэтому вмешиваться в эту историю не будет. Мы ее спрашиваем: «Вам что, угрожали?» Она: «Да». — «А в полицию вы обращались?» Она: «Мне некогда...» Но нам, активистам, тоже постоянно угрожают, и все-таки мы продолжаем бороться. Потому что у нас нет другого выхода, мы тут живем. А это представитель власти, и вдруг такая беспомощная...»

На борьбу с мусорной мафией вышел и стар, и млад. Фото: Дарья Сергеева

Активистами не рождаются

Сама Дарья тоже совсем недавно была очень далека от экологических проблем Подмосковья. Жила в Москве, работала бухгалтером в фирме, а про митинги и протесты читала лишь в газетах. Но после переезда в Икшу, где девушку угораздило купить себе новую квартиру, ее гражданское самосознание стало расти как на дрожжах. И все благодаря местному воздуху — точнее, той нестерпимой вони, которую источает заброшенный карьер.

«Мусоровозы едут прямо под окнами нашего дома, и ко мне как председателю домового комитета стали обращаться люди: сделай что-нибудь! — рассказывает Дарья. —  Сначала мы пробовали собственными силами бороться со свалкой, но быстро поняли, что уважения к обычным жителям, если они не объединятся и не заручатся поддержкой мощной общественной организации, у чиновников нет никакого. Поэтому я промониторила в Интернете, какие экологические движения пользуются уважением, и вступила в Общественной экологический контроль России. Теперь общаться с полицией и чиновниками стало намного легче».

Кстати, удостоверениями общественных экологических организаций пользуются не только местные жители. Их противники, лоббирующие интересы мусорной мафии, также используют этот прием. Например, когда доведенные до отчаяния люди решили перекрыть для мусоровозов дорогу на карьер, на разборки с ними приехал некто Александр Гельберт, он потребовал немедленно убрать блокпост и предъявил корочки общественного экологического инспектора, выданные областным Минэкологии.

С 20 апреля местные жители при поддержке регионального отделения ОНФ и ОЭКР блокируют въезд на карьер «Ртищево» машин с мусором. Сначала эта акция произвела эффект разорвавшейся бомбы. В первые дни блокады цепочка из большегрузов с вонючими отходами растянулась на километры. В очереди стояли и фирменные мусоровозы с эмблемой столичного «Жилищника», и цистерны без опознавательных знаков с какими-то ядовитыми отходами химического происхождения. Тут же нарисовалась полиция, приехали разбираться из района.

В ход шли аргументы всех тональностей — от  уговоров местных чиновников типа «вы идите по домам, а мы тут все уладим», до откровенных бандитских угроз «мусорщиков», мол, «ну вы еще пожалеете, что с нами связались». Однако участники экоблокады тоже оказались не робкого десятка.

«Мы запаслись продуктами, поставили палатку, организовали питание, ночью жгли костер, — рассказывает Дарья. — Постепенно все поняли, что мы не уйдем, и тактика поменялась. Мусоровозы исчезли, строительную технику из карьера тоже убрали, хотя мы были категорически против этого. Ведь если эксплуатирующая организация нанесла окружающей среде такой ущерб, то полиция могла бы хоть технику арестовать в счет компенсации. Но зато на въездные ворота поставили камеру — это, конечно, плюс. Хотя, если блокпост убрать, думаю, через несколько дней мусор опять повезут в карьер. Кроме того, на свалке в вагончиках постоянно живут какие-то люди — вроде бы они там же работают, у них много травматического оружия, и они пользуются вторыми воротами, которые не заблокированы, поэтому через них свободно курсируют легковые машины. Жителей эта ситуация очень беспокоит, а вот правоохранительные органы — почему-то нет».

Свалки как поганки

В 2016 году инспектора министерства экологии и природопользования Московской области пресекли незаконное размещение отходов на 27 нелегальных свалках. Наиболее крупные из них выявлены в карьере ЗИЛ городского округа Дзержинский: после вмешательства минэкологии завоз отходов был пресечен, нарушитель установлен, ущерб от его преступной деятельности оценен в 1,69 млрд руб., в настоящее время решается вопрос о рекультивации карьера.

Есть и другие положительные примеры: в деревне Шемякино Солнечногорского района и в деревне Вишняково Ногинского района нарушители также привлечены к ответственности. В первом случае сумма ущерба составила более 1 млрд руб., во втором — более 500 млн руб.

С начала 2017 года сотрудники минэкологии с помощью правоохранительных органов пресекли сброс отходов на 31 крупной незаконной свалке. Ущерб от размещения мусора составил более 1,49 млрд руб. В настоящее время правоохранительными органами возбуждены уголовные дела по фактам организации незаконных свалок в Раменском районе (деревня Редькино), Одинцовском районе (деревня Ромашково), Ленинском районе (деревня Суханово), Наро-Фоминском районе (территория военной части Таманской дивизии, возбуждено уголовное дело военной прокуратурой), г.о. Мытищи (деревня Челобитьево).

Сотрудники министерства признают, что большую роль в выявлении подобных нарушений играют общественные экологические инспектора и жители, которые первыми сигнализируют о творящихся безобразиях. Один из самых ярких примеров такого взаимодействия — незаконная свалка у поселка Нудоль Клинского района. Нарушители только начали свозить мусор в отработанный карьер, как местные жители тут же сообщили о нарушении. И завоз отходов был оперативно остановлен, техника арестована, виновное лицо привлечено к административной ответственности. Выданное предписание — ликвидировать свалку — уже выполнено.

Почему же в Дмитровском районе нет такого хеппи-энда? Благодаря усилиям граждан мусор в карьер больше не везут, но ведь и работы по ликвидации свалки там не ведутся. Скоро начнется жара, миллионы кубометров отходов — а их, по оценке экспертов, около 2 млн кубометров на площади 15 га — начнут гнить и вонять. Может произойти самовозгорание, так как там присутствует свалочный газ.  Вредные вещества могут проникнуть и в источники питьевой воды, ведь экспертиза установила, что в Ртищево везли отходы IV класса опасности, а навалы мусора осуществлялись прямо на грунт без всякой специальной защиты.

Экологи и местные жители требуют от администрации Дмитровского района, которому принадлежит эта земля, срочно изъять участки у старых арендаторов и найти добросовестного подрядчика, который немедленно начнет рекультивацию свалки.

Людям говорят, что расторгнуть договор аренды на земельный участок нельзя, пока не пройдут суды. А они могут длиться годы. Без этого нельзя объявлять тендер на рекультивацию свалки, искать инвестора. И значит, свалка будет продолжать отравлять воздух, воду и жизнь людей. Многие жители в Икше и дачных поселках, окружающих карьер, уже жалуются на плохое самочувствие, среди них большой процент заболеваний астмой. Но с каждым годом вредоносное воздействие свалки на окружающую среду будет только усиливаться. Неужели же у жителей Икши на память о Годе экологии останется только Ртищевский карьер-могильник?

КОММЕНТАРИЙ МИНИСТЕРСТВА ЭКОЛОГИИ ПОДМОСКОВЬЯ

Зимой 2016 года минэкологии Московской области уже привлекало ООО «Стройэко-М» к административной ответственности за организацию нелегальной свалки в карьере «Ртищево». Эксперты взяли пробы отходов и установили, что они относятся к IV классу опасности. Ведомство оштрафовало юридическое лицо на 200 тыс. руб.

Однако в отведенный срок предписания минэкологии по устранению нарушений природоохранного законодательства не были исполнены, и ведомство провело очередную проверку незаконной свалки. После чего материалы административного расследования и результаты экспертизы были переданы в Икшанский отдел полиции для возбуждения уголовного дела. Сейчас ведется доследственная проверка.

На сегодня направлены все необходимые документы комитету лесного хозяйства Московской области для расчета ущерба за нанесенный вред окружающей среде.

Администрация Дмитровского района обязана расторгнуть договор аренды муниципальных земельных участков и в обязательном порядке провести рекультивацию карьера в установленном порядке.

Что касается частных земель — Минэкологии планирует инициировать процедуру изъятия за нецелевое использование.

P.S. «МК» будет следить за развитием ситуации.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру