«Добродел» везде поспел
Плохие дороги — общероссийская беда. Но власти Московской области уделяют этой проблеме серьезное внимание: с приходом в регион команды губернатора Андрея Воробьева ежегодно ремонтируется не менее 2 тыс. километров дорожного полотна. Это один из лучших показателей среди российских регионов.
В 2017 году дорожники решили внести существенные изменения в систему выбора объектов для первоочередного ремонта. Впервые план ремонта региональных автодорог будут определять сами жители Подмосковья путем открытого интернет-голосования. С учетом их пожеланий в регионе приведут в порядок около 400 километров дорожного полотна. На данные цели из бюджета Московской области выделят более 2 млрд рублей.
После зимы многие дороги стали походить на полосу препятствий: там образовались ямы, тут глубокие колеи, то кочки, то колдобины. Эксперты объясняют: эти дефекты возникли из-за температурных перепадов. Прошлой зимой температура то и дело проходила через ноль, да и сейчас весной чуть не каждую неделю оттепель сменяется заморозками, а для дорожного покрытия такие скачки хуже не придумаешь.
Однако автомобилистам от этих объяснений не легче, никто не хочет потерять по дороге на работу или дачу подвеску, повредить диски, пробить колесо. Люди жалуются в Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, требуют срочно принять меры. Многие жители оставляют свои пожелания по ремонту дорог на портале «Добродел».
С 1 января 2016 года на портале «Добродел» на дороги Подмосковья пожаловались почти 22 тыс. раз, из них предложений по ремонту региональных автодорог — 1,6 тыс., а после обработки и проверки повторяющихся данных в работе осталось всего 220 участков дорог, по которым поступали обращения. При этом 30 из них уже включены в основную программу ремонта, остальные 190 дорог общей протяженностью 600 километров выставлены на открытое голосование. Всего в этом году отремонтируют 400 километров дорожного покрытия. Сколько это будет дорог, станет известно по итогам голосования. Остальные объекты включат в план ремонта или опять выставят на голосование уже в следующем году. Кроме того, на уже утвержденный план ремонта можно предложить мероприятия по благоустройству дороги.
Голосование продлится с 17 апреля по 31 мая, а уже с июня дорожники приступят к работе на основных трассах Подмосковья. Но это касается серьезного объема работ, а мелкий, ямочный ремонт дорог идет уже полным ходом.
Под контролем губернатора
Дорожная ситуация в регионе и вопрос готовности всех ремонтных служб к началу сезона работ находятся на особом контроле у губернатора Московской области. В начале апреля Андрей Воробьев провел большое совещание с представителями дорожной отрасли области. В нем также приняли участие вице-губернатор Московской области Ильдар Габдрахманов, министр транспорта и дорожной инфраструктуры региона Игорь Тресков, главы муниципальных образований, представители ГБУ «Мосавтодор», подрядных организаций — всего более 200 человек.
Открывая встречу, Андрей Воробьев подчеркнул, насколько важна тема ремонта дорог, и призвал представителей местных органов власти уделять ей повышенное внимание.
«Сегодняшнее совещание посвящено мобилизации, выработке четкого, безупречного алгоритма действий, чтобы мы смогли с наступлением благоприятного температурного режима выйти на объемные работы в разных уголках Подмосковья. В этом году благодаря новой системе фотофиксации и добросовестным, проверенным в работе подрядчикам мы рассчитываем совершить заметные перемены на дорогах городов и региональных дорогах», — сказал он.
Ремонтный сезон продлится до 15 октября. По поручению губернатора в 2017 году из регионального бюджета дополнительно будет выделено 5,8 млрд рублей на ремонт региональных и муниципальных автодорог — их адресный список опубликован на сайте ведомства. Всего же в текущем году запланировано привести в порядок более 1,9 тыс. дорог общей протяженностью более 3 тыс. километров (в том числе 400 километров по итогам голосования). Стоимость работ составит 18,61 млрд рублей. Как объем бюджетных средств, так и количество автодорог, которые планируется отремонтировать, являются беспрецедентными для региона.
По ямкам, по кочкам
Пока среднесуточная температура воздуха не достигла отметки +10 градусов, дорожники выполняют аварийный ямочный ремонт, и только с наступлением устойчивого тепла они смогут перейти к более масштабным работам.
В регионе реализован уникальный проект: с начала года в мобильном приложении «Дороги Подмосковья» сотрудниками дорожных служб зарегистрированы координаты более чем 189 тыс. дорожных повреждений, кстати, почти 77 тыс. ям из этого списка уже устранено. Автоматизированная система позволяет контролировать выполнение работ на всех этапах. Все дефекты на региональных и муниципальных дорогах планируется зарегистрировать до середины мая, а устранить — до конца июня.
«Я хочу еще раз сделать акцент на более активной работе по оцифровке ям в муниципалитетах. Задача муниципалитетов, руководителей территорий — также иметь четкую картину, какие ямы, какие проблемы на дорогах мы ликвидируем. Я очень рассчитываю, что все, кто занимается дорожным строительством, ремонтом дорог, осознают требования, которые сегодня предъявляет к нам жизнь. Мы со своей стороны оставляем за собой право работать только с теми, кто относится к этому профессионально и добросовестно», — отметил губернатор.
По словам Игоря Трескова, министра транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья, готовность дорожников к началу большого ремонтного сезона на сегодняшний день составляет 100%. У дорожных служб есть необходимый запас материалов и техники для проведения ремонтных работ. ГБУ «Мосавтодор» с опережением графика почти на месяц запустил асфальтобетонные заводы. Кроме того, муниципалитеты Подмосковья также готовы приступить к ремонту автодорог.
Контролируется ход работ с помощью мобильного приложения «Дороги Подмосковья», разработанного и внедренного в прошлом году в Московской области.
Инновации бьют по бездорожью
Автоматизированная система «Дороги Подмосковья» не имеет аналогов в России, она позволяет отслеживать состояние дорожного покрытия в каждой точке региона, а также контролировать ход ямочного ремонта на всех этапах выполнения работ в режиме реального времени.
При обнаружении дефекта специалисты дорожных служб в оперативном режиме выполняют ремонтные работы, фиксируя данные в приложении. С помощью IT‑системы можно контролировать ремонт не только на региональных, но и на муниципальных дорогах. С этим мобильным приложением работают более тысячи специалистов дорожной отрасли из 68 муниципальных образований Подмосковья.
Отметим, что благодаря данной программе уже удалось сэкономить 200 млн рублей на проведении ямочного ремонта, притом что ежегодно Московской областью направляется на ремонт дефектов покрытия 500 млн рублей.
Работу данного приложения высоко оценили в Правительстве РФ. Премьер-министру Дмитрию Медведеву во время поездки в ситуационный центр дорожно-транспортного комплекса Московской области предоставили возможность протестировать смартфон, в котором установлено данное приложение. Премьер положительно оценил работу приложения и обещал во время поездки по региону зафиксировать ямы и отправить в приложение.
К началу дорожного сезона на региональных дорогах задействованы действительно очень большие трудовые и финансовые ресурсы. В частности, в ремонте подмосковных дорог примут участие около 4 тыс. специалистов подведомственного ГБУ МО «Мосавтодор». Кроме того, на закупку 780 единиц дорожной техники этой организации по решению губернатора было выделено около 5 млрд рублей.
«На балансе «Мосавтодора» находится более 14,5 тыс. километров региональных дорог. Но длительное время у них не менялась техника. В этом году было выделено почти 5 млрд рублей на закупку катков, асфальтоукладчиков, грейдеров и других машин — всего 780 единиц. Техника поступит уже в этом году и существенно обновит основные средства нашего предприятия», — пояснил Тресков.
Министр также рассказал, что в этом сезоне во время ремонта дорог будут применены современные технологии — новачип и ресайклинг. Новачип направлен на укрепление слоя износа асфальтобетонного покрытия. При этом технология позволяет не ограничивать скорость движения после укладки. Ресайклинг придает прочность и стабилизацию существующему покрытию с последующим устройством асфальтобетонного покрытия. Достоинством этого метода является минимизация транспортных затрат и экономия материалов и трудозатрат на 20–30%.