— В таком формате мы собираемся впервые, — сказал губернатор. — Сегодняшняя встреча посвящена тому, чтобы обеспечить прорыв в качестве образования. Вы знаете, что в последнее время президент неоднократно выступал, и принята программа, которая предполагает большую работу в части ликвидации второй смены. В Московской области в ближайшие 4 года будет построено порядка 230 школ. Нигде такого количества школ не строится.
Во встрече принимали участие вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова, первый зампред правительства Московской области Ольга Забралова, министр образования региона Марина Захарова, председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов, руководители муниципальных управлений образования — всего около 50 человек.
В совещании участвовали 30 директоров школ и гимназий со статусом региональных инновационных площадок Российской академии наук, входящих в топ-500 школ России и топ-100 Подмосковья. В рамках программы обсуждались новые критерии оценки деятельности руководителей средних учебных заведений Подмосковья, предложения по повышению качества образования.
Мероприятие началось с осмотра школы №31. А посмотреть здесь есть что. 57 классов, 1573 ученика, 77 учителей, два из которых имеют ученые степени, один из педагогов является победителем конкурса «Наше Подмосковье».
Но это, так сказать, статистика. Что для успешной учебы и занятий спортом? Губернатор и гости с интересом осмотрели современные компьютерные классы, лингафонные кабинеты, библиотеку, конференц-зал. Побывали в кулинарии и швейной мастерской для девочек и столярной и слесарной мастерской для мальчиков. В школе имеется бассейн с двумя чашами, спортзал, футбольные, волейбольные и баскетбольные площадки. Для детей с ограниченными физическими возможностями предусмотрены пандусы и подъемники.
Понятно, что в такой альма-матер просто хочется учиться. Неудивительно, что ее воспитанники часто побеждают на муниципальных, областных и всероссийских олимпиадах, а 76% здешних выпускников поступают в институты, в том числе и престижные.
В ходе экскурсии губернатору повстречались школьные юнармейцы. И хотя движение это сугубо военно-патриотическое, сейчас школьники занимаются вполне мирными и будничными делами. Они показали высоким гостям скворечники, которые сделали своими руками, — их установят на деревьях во время субботников. Также продемонстрировали агитационные плакаты ко Всемирному дню здоровья.
Однако вернемся к совещанию и заявленной повестке дня — прорыве уровня образования в регионе. Как заметил Андрей Юрьевич, Московская область традиционно входит в пятерку лучших регионов России по качеству образования. Но пока не занимает ни одно из первых трех мест. «У нас есть лозунг: «Лидерство — это реальность». И я знаю, что абсолютное большинство педагогов, директоров разделяют подход, который заключается в том, что Подмосковье должно быть на ведущих позициях, в том числе в системе образования», — отметил Андрей Воробьев.
В ходе встречи обсуждались вопросы оценки деятельности руководителя общеобразовательной организации, рейтингования руководителей школ, гимназий и лицеев, меры поощрения лидеров образования и поддержки аутсайдеров, создание механизма отбора и подготовки кандидатов на должность руководителя.
«Мы обратились к педагогам, к сообществу, экспертам для того, чтобы разработать подмосковный рейтинг директоров школ. И, конечно, хотели его презентовать вот так, публично, — заявил губернатор. — Наша задача — обеспечить качественное образование. Для этого мы должны брать пример с лучших. Необходимо сделать так, чтобы лучшие школы у нас получили признание, а значит — нужна мотивация. С нового учебного года мы предусмотрим в региональном бюджете дополнительное финансовое поощрение тем директорам, чьи коллективы дают результат».
Министр образования Московской области Марина Захарова рассказала о том, как будет определяться оценка работы руководителей учебных заведений. Она формируется на основании 10 критериев: профиль директора, кадры, результаты итоговой аттестации, ЕГЭ и ОГЭ, участие в топ-100, 200 и 500, призовые места учащихся в олимпиадах, информатизация, условия обучения, работа с родителями, внеурочная деятельность.
Каждый критерий оценивается по пятибалльной шкале, а определять общий уровень работы будет руководитель учебного заведения с участием муниципальной и региональной комиссии. По этим результатам директорам образовательных учреждений присваивается первый, второй, третий или четвертый уровень, в соответствии с которым с ними будут заключаться контракты.
«Директор является самым главным действующим лицом. Он отвечает за организацию образовательного процесса, подбор педагогических кадров и финансовую деятельность. Мы говорим о том, какое образование должен он сегодня иметь, каким образом повышает квалификацию, какие награды имеет, выполняются ли указы, связанные с повышением заработной платы. Кроме того, каким образом данный директор следит, чтобы его учителя имели достойную зарплату, а также учитываем инновационную деятельность, в которой участвует это образовательное учреждение. Учитываются не прежние заслуги, а то, чего добилась школа под руководством директора», — пояснила Захарова.
Сам Андрей Воробьев предложил создать клуб директоров школ: «Считаю важным это сделать и определить формат работы. Тогда бы мы смогли заслушивать тех, кто предлагает инициативы, лучшие практики. И помогать тем, кто не может подняться из «красной зоны».
■ ■ ■
Еще 3–4 года назад на фоне увеличивающихся темпов строительства коммерческого жилья в регионе остро вставала проблема катастрофического дефицита социальных объектов: поликлиник, детских садов, тех же самых школ. Двухсменка, низкая зарплата учителей...
К планам ликвидации двухсменки команда губернатора подошла творчески. Росстат на годы вперед подсчитал, сколько ожидается в регионе первоклашек. Такие прогнозы вовсе не лишние, ведь за последние 3 года количество школьников в Подмосковье увеличилось на 115 тыс. человек. Областной минстрой изучил инвестиционные контракты по строительству жилья. К проекту подключились местные органы власти, Роспотребнадзор, другие структуры.
По всему получалось, что если к 2021 году в Подмосковье построить 230 новых школ, в том числе 34 пристройки на 200–300 мест к уже существующим, то о второй смене можно будет забыть если не раз и навсегда, то очень надолго.
«МК» уже рассказывал, что в порядке унификации школ и снижения стоимости строительства Главархитектура разработала три типовых проекта современных школ. Соответственно на 1100, 825 и 550 мест. А чтобы придать процессу строительства большее ускорение, в регионе сформирован центр бюджетного строительства, который решает все вопросы — от выделения земельного участка под стройплощадку до подключения объекта к коммунальным сетям.
Немудрено, что передовой и прогрессивный опыт Подмосковья сегодня федеральные власти пытаются тиражировать на всю страну.