— Роман Игоревич, на днях один из будущих тренировочных объектов чемпионата мира был представлен общественности в городе Домодедове — стадион «Авангард». Каково же окончательно утвержденное количество площадок?
— В сумме их будет 17, причем 13 проектов реализуются в рамках постановления правительства номер 518 «О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» от 2013 года, а еще 4 — отдельно. Это «Арена «Химки», муниципальная собственность области, а также 3 базы подготовки столичных клубов премьер-лиги и ФНЛ: «Локомотива» в Баковке, «Динамо» в Новогорске и «Спартака» в Черкизове Пушкинского района, больше известного как Тарасовка. В сумме получается 17 точек на территории 12 муниципальных образований. Хочу уточнить, что в это число входят 2 объекта федерального значения, и интересующиеся футболом люди их хорошо знают: Учебно-тренировочный центр подготовки сборных команд «Новогорск» и пансионат «Бор» Управления делами Президента.
— Какие критерии были главенствующими при выборе этих точек на карте? Состояние объекта, логистическая привлекательность, гарантии?
— Все гораздо проще. Есть четко прописанные требования Международной федерации футбольных ассоциаций к тренировочным объектам. Основное: путь между тренировочными полями и гостиничным комплексом не должен превышать 20 минут езды на автомобиле. Так было и в Бразилии в 2014 году. Очень высокие требования к условиям проживания. По нормативам ФИФА это категория «4 звезды», наличие зала для общего сбора команды, где будут проводиться теоретические занятия и видеопросмотры. Ну и, конечно, хороший пищеблок. По сути, номера повышенного комфорта и современный конференц-зал. Подходят ли те или иные предложенные Московской областью центры подготовки, проверяет специальная группа, аккредитованная ФИФА. Именно она замеряет расстояния, учитывает нюансы транспортной инфраструктуры не только между гостиницей и полем, но и стадионами, аэропортами. Только после этой процедуры стороны заключали договоры.
— При всем бесценном опыте России в организации спортивных мероприятий мирового масштаба качество полей тревожить будет всегда. И виной тому, конечно, наш климат.
— Мы отдаем себе отчет, что за газонами должен быть качественный уход. Все стадионы, на которые мы рассчитываем, будут отвечать выдвинутым требованиям: соответствию по длине и ширине, как на аренах, где будут проходить матчи турнира; не менее 500 мест на трибунах; освещение 500 люкс в каждой точке. Подробнее остановимся на полях. Это не будет закупка готовых рулонов: вся трава вырастет на своем месте. Для этого уже в ближайшие месяцы будут подготовлены все уровни этого многослойного пирога, который называется футбольным газоном. С апреля этого года на каждом конкретном тренировочном комплексе будет решено: покупать оборудование или брать в аренду. Все зависит от того, как будет использоваться поле после окончания чемпионата мира. Например, если планируется застелить искусственный газон, который можно эксплуатировать 24 часа в сутки (в отличие от травы, которая выдерживает 400–500 часов в год), приобретать технику в собственность нет смысла.
— Чтобы остались довольны все, сделать трудно. Вспоминаются эпизоды, когда футболисты и даже тренеры, пытаясь оправдать собственные неудачи на чемпионате мира, говорили: нам не давали спать. У шумов бывает разное происхождение.
— Надо признать, у Московской области проблем с этим практически нет. У выбранных тренировочных баз комфортное расположение. Та же спартаковская база находится в окружении частного сектора, «Бор» вообще удален от трасс. В Яхроме слишком близко подходит Дмитровское шоссе, но там будет сооружен шумозащитный экран, который обеспечит футболистам крепкий сон и комфорт в любое время суток. Несмотря на удаленность, с подъездными путями проблем не возникнет: подключены дорожники, проверяется качество полотна, разметки, туристической навигации.
— База в Долгопрудном будет строиться практически с нуля. Чем это вызвано?
— Первоначально был заявлен стадион «Салют», но именно я стал инициатором смены площадки. Дело в том, что арену буквально недавно реконструировали, положили искусственный газон, отремонтировали легкоатлетический сектор и беговые дорожки. А коль скоро поле не совсем отвечает нормам, пришлось бы его расширять ценой этих самых дорожек. И только что введенный в эксплуатацию объект пришлось бы на долгий срок закрывать. Для города, где футбол — базовый вид спорта, это было бы неправильно. Мы поступили иначе: есть историческая арена, находится она в еще более тихом месте на Канале имени Москвы. Заодно будет продлена набережная. Сейчас там завершается строительство бассейна, возведут новый административный корпус, будут современные раздевалки, к услугам родителей, ожидающих детей после тренировки, откроется зона кафе. Фактически, не разрушая новое, мы отстроим еще более новое, согласно требованиям ФИФА.
— Темой наследия ЧМ в Подмосковье озаботились заранее?
— Да, это так. Я могу привести еще один пример. На стадионе в Истринском районе, где начинал свой путь в большой футбол экс-полузащитник сборной России Роман Широков, зал пресс-конференций с потолком высотой 4 метра будет трансформирован в зал прыжков на батуте. У них норматив высоты — 9 метров. В противном случае спортсмен может удариться, сломать руки и выбыть из строя на полгода как минимум. Мы это учтем и создадим базовый центр подготовки в олимпийской дисциплине.
— Изучая точки на карте, приходишь к выводу, что выбраны они не случайно и с точки зрения удобства перемещений. Учтены даже такие моменты, как близкое расположение аэропортов, верно?
— Все верно. Во всем Подмосковье около 500 стадионов. Есть хорошие арены в Лотошине и Серебряных Прудах. К сожалению, это наиболее удаленные районы Московской области. И если изучить весь список, вы увидите, что у каждого из 17 объектов есть свой аэропорт поблизости. Например, Долгопрудный, Химки или Истра — это зона «Шереметьево», Раменское или Бронницы тяготеют к «Жуковскому», Домодедово — к одноименному аэропорту.
— Но пока не прошла жеребьевка групповой стадии финального турнира, предугадать, какие сборные выберут своей базой подмосковные центры, попросту невозможно!
— С одной стороны, да, но в то же время потенциальные фавориты, которые планируют задержаться в плей-офф турнира как можно дольше, будут склоняться к Москве, где пройдут один из полуфиналов и финал. Логично предположить, что они остановят выбор на нашем регионе. Кроме того, столица станет центром всего чемпионата, здесь могут жить и сборные, которым предстоит играть и в других кластерах, — они смогут добираться до Калининграда, Санкт-Петербурга самолетами. Так что потенциальные участники уже подыскивают себе дом на июнь-июль 2018 года, пока эта информация конфиденциальная.
— Известно, что гостям предложат туристическую программу.
— Мы подготовили три основных направления и два резервных для болельщиков и официальных делегаций. Основные точки — это Коломенский кремль, Сергиев Посад, куда войдут не только лавра, но также Абрамцево и Хотьково, и Новый Иерусалим в Истринском районе. Резерв — Дмитровский район, включая исторический центр города, а также Клин — родина композитора Петра Чайковского. Министерства культуры и транспорта решают этот вопрос совместно. У делегаций будут сопровождающие, которые будут по дороге знакомить гостей с историей Подмосковья.
— Сколько волонтеров будет привлечено в регионе?
— У нас большой опыт по организации крупных международных турниров. В 2016 году на чемпионате мира по скоростному бегу на коньках на отдельных дистанциях работали 200 волонтеров, при этом у нас есть ресурс в полторы-две тысячи помощников. Это и студенты, и начинающие спортсмены. Ждем только задачи от ФИФА и Оргкомитета.
— Приоритетным станет владение английским языком?
— Не только. В Коломне на чемпионате мира, о котором я только что упомянул, мы приятно удивили голландцев тем, что наша молодежь общалась с ними на их родном языке. Мы учли, что в конькобежном спорте, исходя из результатов, это один из приоритетных языков.
— Роман Игоревич, хотелось бы узнать приблизительный календарный план подготовки тренировочных объектов.
— До 30 апреля будет решен вопрос с подрядчиками, которые пройдут все конкурсные процедуры и выйдут на свои площадки. С 1 мая начнется активная стадия строительства. В течение 2 месяцев будет подготовлен верхний слой «пирога», к 1 июля ждем всходов травы, а еще через месяц газон должен быть запущен в эксплуатацию. И с этого момента он будет содержаться в должном виде при помощи агрономов, которых будут привлекать балансодержатели. Мы изучили список компаний, которые производят газоны, и порекомендовали субподрядчикам ту, которая базируется в Подмосковье. Она обслуживает «Арену Химки», «Открытие Арену», новый стадион ЦСКА и другие. Сверхзадача у нас сложная: чтобы, к примеру, Криштиану Роналду, у которого в настоящее время 95 миллионов подписчиков в соцсетях, написал, что ему понравилось тренировочное поле. Чтобы у футболистов навсегда осталось ощущение, что в России лучшие газоны. Это трудно, но возможно. Никто не знает, какой будет зима-2017/2018, и весной в канун чемпионат мира придется очень много трудиться, чтобы в середине мая каждый объект был готов принять своих постояльцев.
О том, что предстоит сделать и какое наследие останется региону после окончания чемпионата, сказал губернатор Московской области Андрей Воробьев в недавнем подмосковном телеэфире: «Мы должны сделать подогрев поля, поменять газон с искусственного на натуральный, подготовить раздевалки, всю необходимую инфраструктуру. Самое главное, что это будет работать не только в июне-июле, когда будет чемпионат мира, но это останется для наших детских спортивных школ, для профессиональных футболистов на долгую перспективу».