ИМИДЖ
Разработка бренда Сергиева Посада началась еще перед празднованием 700‑летия Сергия Радонежского, в начале 2014 года. В рамках профессионального конкурса рекламных проектов по заказу городской администрации студентами было создано несколько территориальных брендов Сергиева Посада. Один из самых любопытных проектов — «Голубь» — был использован при оформлении улиц. В качестве символа города предлагалась также икона «Троица», поэтому цвета проекта были взяты с нее, а воплощением в итоге стал все-таки голубь, символ мира. В определенной стилистике были украшены фасады зданий, остановки, арт-объекты. Еще одной достойной идеей, которую пока не удалось воплотить в жизнь, стала разработка бренда «Сергиев Посад — леденцовый град» по аналогии с городом-шкатулкой.
А вот теперь за дело взялись профессионалы. Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области разработало свой проект бренда. Он состоит из трех пластических линий в форме дуг на фоне неба. Такие дуги дизайнеры предлагают размещать на флагах, плакатах, городской мебели, на транспорте и остановках и даже на торцах домов. Предложен и слоган города: «Сергиев Посад... там, где душа». В начертании слогана использовано условное древнерусское письмо.
ПРОЕКТЫ
- Программа «Туристический экспресс» разработана властями Сергиева Посада совместно с Центральной пригородной пассажирской компанией. Здесь объединяется несколько коммерческих составляющих: ЦППК выделяет один из вагонов или поезд повышенной комфортности (не нарушая текущего расписания электричек), а туристические компании выкупают их и предлагают свои экскурсии (например, джаз-поезд). У такого проекта есть масса плюсов, и самый главный в том, что турист точно знает распорядок своего дня, во сколько он выедет из Москвы и во сколько приедет обратно.
- Интересен для любителей активных путешествий и другой проект — «ВелоКультТур», в котором также участвует Сергиево-Посадский район. До музея-заповедника «Абрамцево» экскурсанты могут добраться в специальном, выделенном ЦППК вагоне, в котором предусмотрены парковочные места для 50 велосипедов. На станции Радонеж туристы пересаживаются на велосипеды и доезжают до музея, где их ждут экскурсия и обед. Обратно экскурсанты возвращаются в таких же специализированных вагонах.
- Один из самых обсуждаемых сегодня проектов — новый туристическо-рекреационный кластер «Сергиев Посад — ворота Золотого кольца», который вошел в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». Отметим, проект появился во многом благодаря активной позиции местной власти. Кластер будет включать в себя весь Сергиево-Посадский район, однако его ядром будет исторический центр Сергиева Посада, а доминантой — Свято-Троицкая Сергиева лавра. Помимо лавры к основным центрам туристического притяжения предполагается отнести Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Гефсиманский Черниговский скит, Музей игрушки, водопад Гремячий Ключ, музей-заповедник «Абрамцево» и село Радонеж.
Министр культуры Московской области Оксана КОСАРЕВА: «Аналогов этому проекту, наверно, нет во всем мире, поэтому если нам удастся воплотить то, что задумал Сергиево-Посадский район, то это будет уникальный проект, которые оценят не только жители Подмосковья, России, но и очень многие гости из-за рубежа».
- Сергиев Посад вошел также в туристический маршрут «Подмосковные истории», который в свою очередь является частью всероссийского проекта «Брендовые маршруты. Время отдыхать в России». Культурно-познавательный маршрут начинается в Москве, откуда туристы отправляются в музей-заповедник «Усадьба Мураново». Следующая точка — музей-заповедник «Абрамцево», а в завершение туристы посещают Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Также у туристов есть возможность посетить Богородское, Дмитров, Клин и Истру. Маршрут рассчитан на два дня и три ночи, но можно приобрести и сокращенный вариант.
В Сергиевом Посаде никогда не было дефицита идей и проектов. Фестивали «Братина», «Небо святого Сергия», детской и юношеской авторской песни, фейерверков, выставки-ярмарки создавали удивительную атмосферу праздника круглый год. Однако не было той масштабной идеи, которая соединила бы эти мероприятия в одно мозаичное полотно. И только сейчас она, похоже, начинает появляться.
ДОРОГИ
В 2017 году Сергиев Посад благоустроят в рамках проекта «Дорога к храму».
Как информирует официальный сайт города, в планах создать пешеходную зону протяженностью 300 метров с видовыми площадками, навесами, клумбами, велодорожками и площадью с фонтаном. Она соединит действующий пешеходный маршрут, проходящий от Красногорской площади мимо Белого пруда, и параллельную улицу 1‑й Ударной Армии в месте расположения храма Петра и Павла.
Кроме того, будет расширена часть пешеходной зоны улицы 1‑й Ударной Армии, что станет логичным завершением пешеходного маршрута от Троице-Сергиевой лавры мимо Белого пруда, далее через пешеходную зону «Дорога к храму» и обратно к монастырю.
Для полной разгрузки исторической части Сергиева Посада от транспорта готовится проект «восточного объезда», который позволит отвести транспортные потоки к железной дороге в обход центра, а туннель под железнодорожными путями избавит автомобилистов от пользования переездами и пробок на выезде из исторической части города.
Также пешеходные зоны появятся в Хотькове и Абрамцеве.
РОДИНА МАТРЕШКИ — СУВЕНИРНАЯ СТОЛИЦА
Первая матрешка появилась не где-нибудь на просторах России, а здесь, прямо под Посадом — в Абрамцеве! И самые первые раритетные матрешки, сделанные художником Сергеем Малютиным (в том числе и знаменитая матрешка с петухом, с которой началась всемирная слава этого русского сувенира), сейчас находятся в Музее игрушки Сергиева Посада. Даже члены царской семьи, часто приезжавшие сюда поклониться святыням Троице-Сергиевой лавры, покупали этих знаменитых ярких красавиц. На протяжении десятилетий только здесь делались настоящие русские матрешки.
До сих пор по всей России разъезжаются из Сергиева Посада сотни и сотни ярких сувениров. Причем последние два десятилетия — время подлинного расцвета матрешечного промысла. Появление авторских матрешек (пришедших на смену промышленным массовым советским) самого высокого художественного уровня позволяет говорить об этой игрушке как о настоящем произведении декоративно-прикладного искусства. Тем более удивительно, что уникальная авторская посадская матрешка уходит в частные и музейные коллекции многих городов и стран, становится их подлинным украшением и почти не представлена в музеях Сергиева Посада.
Краевед и этнограф Владимир Ткаченко даже предложил включить матрешку в герб и знамя города. Или по меньшей мере сделать этот сувенир городским брендом. «Изображения матрешки должны быть везде на въездах в город, ее скульптура должна стоять на Советской площади. Малохудожественный фонтан перед Дворцом культуры им. Гагарина должен стать фонтаном Дружбы матрешек, — заявил он. — По его периметру надо установить разнообразные матрешки из камня или металла. Матрешки можно делать не только из дерева, но и из стекла, металла, пластмассы, шоколада и прочего материала. Ее изображения должны быть на всей местной продукции и даже в названиях улиц».
КСТАТИ
Подмосковный Звенигород вошел в тройку самых популярных малых городов России для семейного отдыха в период весенних школьных каникул.
Соответствующий рейтинг составил сервис поиска отелей RoomGuru.ru.
Исследование проводилось на основе данных бронирования отелей в туристических городах с населением до 50 тыс. жителей с 25 по 31 марта 2017 года.
Самым популярным местом для семейного отдыха в эти дни стал Суздаль, второе место рейтинга занял Звенигород, третье — Ростов Великий.
Губернатор Московской области Андрей ВОРОБЬЕВ: «Жители должны знать, что проект туристско-рекреационного кластера «Сергиев Посад — ворота Золотого кольца» реализуется для того, чтобы город задышал. Троице-Сергиева лавра и все, что с ней связано, должны выглядеть очень достойно».
Депутат Государственной думы, в прошлом глава Сергиево-Посадского района Сергей ПАХОМОВ: «Сегодня Сергиев Посад как туристический кластер страны — это уже не миф, а конкретный проект, наполненный определенными действиями. Главная задача — сделать центральную часть города максимально удобной как для туристов, так и для отдыха жителей нашего района».