— Денис Петрович, по всем правительственным программам какое будущее отведено Подмосковью? Сколько отмерено под село, промышленность, новостройки?
— Все мы хотим видеть Московскую область сильным самостоятельным регионом с высоким экономическим потенциалом. Вот почему говорить, что это будет спальный район, совершенно неправильно, как, впрочем, и утверждать, что область будет отдана под аграрный сектор. Подмосковье изначально является уникальным субъектом с точки зрения отраслей экономики, которые у нас представлены.
— В советские времена здесь было собрано 15% всего военно-промышленного комплекса СССР!..
— Да, мы маленький срез экономики всей большой страны, на нашей территории действуют все сферы промышленного производства. Кроме добывающей, разумеется, нефтянки.
В такой экономической диверсификации и заключается сила нашего региона. Ее следует сохранить.
— То есть всего будет понемножку?
— Такая задача поставлена губернатором перед нашим инвестиционным блоком: создать рабочие места на разных территориях Подмосковья. У нас есть муниципалитеты с высокой урбанизацией, где логичнее создавать офисы, торговлю, развивать промышленный сектор. Наукограды должны раскрыть свой научный потенциал, предлагать современные технологии для реального сектора экономики. А также есть и дальние районы, которые исторически сильны сельхозпроизводством.
— Чтобы превратить регион в процветающий, нужны крупные инвестиции. Каков их объем?
— В минувшем году — около 695 млрд рублей. Что особенно важно, из них внебюджетных — 550 млрд. Это деньги, которые не связаны с реализацией бюджетных программ. Это очень хороший показатель.
— Какая тенденция по годам?
— За последние год-полтора наметился переход инвестиций из строительства жилья и объектов торговли в промышленный, реальный сектор экономики.
Именно на такие рубежи нас нацеливал губернатор: создание условий для прихода реального производства. Для этого мы готовили площадки, вели взвешенную промышленную политику. Это кропотливая и не быстрая работа. Но она должна дать хороший результат, ведь промышленное производство наиболее надежно в условиях кризиса, турбулентности.
Торговля, сектор услуг сильно проседают при таких колебаниях. А промышленность, как тот караван в пустыне, имеет стабильную устойчивость.
Мало того: скачки валютных курсов привели к тому, что наша промышленность стала более конкурентной по отношению к зарубежной. Перевооружение промпредприятий (покупка новых станков, средств производства) активно поддерживается региональными субсидиями.
— 700 млрд рублей впечатляют. Можно узнать лидеров по инвестициям и аутсайдеров?
— В обрабатывающих производствах в 2016 г. металлургия показала рост в 2,2 раза: с 4,5 млрд рублей до 9,9 млрд. Почти на 40% выросло химическое производство, на 37% поднялся выпуск транспортных средств и оборудования. Положительный тренд по созданию в регионе туристической зоны. В гостиничном секторе, ресторанном бизнесе объем финансирования увеличился на 54%. В активной стадии — 17 проектов по строительству гостиниц. С нынешнего года начнет действовать программа по субсидиям, возмещению части затрат на строительство этих объектов.
Отрасли-аутсайдеры я бы не стал клеймить позором. И вот почему. В оптово-розничную торговлю инвестиции продолжают поступать, хотя рост не такой существенный, порядка 5%. Тот факт, что нам удалось сохранить там объем инвестиций на уровне прошлых лет, сам по себе вселяет оптимизм, является хорошим показателем. Ведь ситуация в экономике при падении покупательского спроса была непростая.
Нам инвесторы нужны во всех сферах, мы ко всем относимся с предельным вниманием.
— В связи с чемпионатом мира по футболу 2018 года перед Московской областью какие-то задачи стоят?
— Как известно, сами матчи у нас проводиться не будут, а вот под тренировочный процесс площадки задействуют. В этих рамках область будет обеспечена достаточным количеством гостиничных номеров.
— Может, это ошибочное мнение, но кажется, что особенно бурно пошло в рост подмосковное село, которое еще до недавнего времени просто загибалось. Откуда такой интерес у инвесторов? Зона рискованного земледелия, да и само сельхозпроизводство не дает особых дивидендов…
— Вообще, вокруг села много разных домыслов и слухов. Факты следующие. Из трех орденов Ленина в советское время два Московская область получила за успехи в сельском хозяйстве. Оно у нас всегда было высокотехнологичным.
— Все первые секретари обкома были аграриями!
— Наш регион может быть выгоден для сельхозбизнеса. Это доказали последние два года работы команды Андрея Воробьева. Нам не обязательно участвовать во всем спектре сельхозпроизводства: в Подмосковье нет такого количества пашни, как, скажем, в Краснодарском крае, на Алтае или в Оренбургской области. Понятно, что растениеводство у нас изначально не будет конкурентоспособно, здесь нам тягаться сложно.
Но в АПК огромное количество направлений. Есть и высокотехнологичные — например, закрытые грунты, теплицы. Им не нужны огромные просторы — им нужны энергоресурсы. В них Подмосковье дефицита не испытывает. Добавим сюда компактность, близость к рынкам сбыта, квалифицированный персонал.
По теплицам у нас одна из самых больших программ. За последние два года мы почти отказались от закупок за границей огурцов и помидоров. В следующем году перейдем на 100-процентную самообеспеченность по овощам закрытого грунта. Уже поставляем продукцию и в столицу.
Эффективным может быть молочное животноводство, переработка молока. До 2020 года мы должны выйти на 1 млн тонн производства. Задача непростая, но осуществимая. На нынешний год губернатор поставил задачу создания в регионе сырного кластера. Он самый капиталоемкий с точки зрения добавленной стоимости.
Останавливаемся на тех высокотехнологичных производствах, которые не только в Московской области, но и в России представлены слабо.
Отдельно ведем грибоводство — тоже перспективное направление: пока свыше 90% этой продукции импортируется. Эта отрасль также получает региональные субсидии.
— Извините, но большинство подмосковных земель — в частной собственности. Как удается «отвоевывать» у латифундистов площадки?
— Убеждаем собственников в том, что выгоднее развивать инвестиционную деятельность, чем просто «сидеть» на этой земле. К тому же на нашей стороне — законодательство. Если угодья не используются, накладываются весьма ощутимые штрафы. Есть и более серьезные риски. В прошлом году уже был прецедент изъятия участка. Правда, к такой крайней мере мы подходим очень аккуратно. Как правило, с собственниками находим общий язык.
— И даже удается изыскивать крупные территории под индустриальные парки?
— Индустриальные парки — это места, где инвестор получает все готовое. Ему не нужно оформлять земельный участок или бегать с документами по подключению к инженерной инфраструктуре, коммуникациям. Все уже сделано: и свет, и газ, и вода. В настоящий момент у нас 43 индустриальных парка, они дали около 160 млрд рублей инвестиций. В нынешнем году добавится еще 10, в 2018-м будет 64 индустриальных парка: в каждом муниципалитете — своя индустриальная площадка. Мы, таким образом, достигнем тех целевых показателей, о которых говорил губернатор. Те жители Подмосковья, которые раньше ездили на работу в Москву, теперь работают рядом с домом.
— Означает ли это, что трудовая миграция из Подмосковья в Москву снизится?
— Здесь нужно быть осторожным. Мы ее оцениваем от 1 до 1,5 млн человек. Благодаря развитию производств она сведется к минимуму. Но уже сейчас очевидно, что многие москвичи едут на работу в наш регион. Трудятся и жители соседних областей: из Владимира, Ярославля, Рязани… Наша задача — предоставить своим жителям работу на территории муниципалитета. И все же финальный, окончательный выбор остается за ними. Что лучше — чуть больше зарабатывать в Москве, но терять время в пробках? Или работать рядом с домом?..
— Если каждый инвестор будет исходить из своих интересов, не получится ли как в той поговорке: кто в лес, кто по дрова? В селе вектор развития задало правительство, и похоже, что курс взят правильный: молоко, закрытый грунт...
— Право выбора рода деятельности сохраняется и за инвестором. Он определяется исходя из своих предпочтений и логистических возможностей. Задача власти — не навязывать инвестору, куда идти с проектом. Если мы говорим о химическом производстве, то оно подпадает под жесткую санитарную зону. У нас есть индустриальные парки, выдерживающие эти нормы.
Но мы не сторонники того, чтобы площадки изначально привязывались к какому-то определенному типу промышленных предприятий. Количество парков в регионе сами подскажут инвестору, где лучше обосноваться.
Например, сейчас многие идут прежде всего за кадрами — туда, где есть специалисты определенной квалификации, которые смогут работать на современном оборудовании. Это значительно упрощает процесс запуска производства.
— Кстати, о современном оборудовании. Наша страна отстает в современных технологиях. Чем оснащаются подмосковные индустриальные парки? Смогут ли они конкурировать на мировом рынке?
— Раньше свыше 90% оборудования было импортным. Я каждую неделю бываю на заводах, могу сказать, что тенденция последнего времени — закупки российских аналогов. Производство средств производства тоже идет в рост.
Но нельзя закупориваться внутри себя. Если оборудование какого-то класса существует только за рубежом, лучше оснащаться по передовым технологиям: скупой платит дважды.
В этом отношении запретов в программе субсидий у нас нет. Если это обусловлено необходимостью, мы частично компенсируем затраты на приобретение импортного оборудования.
— Мегапроект по «Мерседесу», который будет выпускаться в Подмосковье… Страна замерла в ожидании — сообщите подробности!
— Вопрос решен окончательно, контракт подписан федеральным правительством, Московской областью и инвестором. Под площадку определен индустриальный парк «Есипово» в Солнечногорском районе, 45 км от МКАД. Сегодня там завершается подготовка необходимой инфраструктуры, а площадка для завода была сдана еще в конце минувшего года.
Объем инвестиций составляет около 300 миллионов евро, количество работающих — 1200 «черных воротничков» и 300 «белых». В год с конвейера будет сходить 25 тысяч «Мерседесов».
— Какой марки?
— Все внедорожники, за исключением «Гелендвагена» и Е-класса. Это достаточно большая линейка. В 2019 году она обновляется, и у нас в том числе будут выпускаться самые последние модели.
— Но сборка — «отверточная»?
— Нет, в отличие от других проектов это будет локализованная сборка полного цикла. Завод будет аналогичен родственным предприятиям в Германии, США или Бразилии. Все те комплектующие, которые для сборки приходят к ним, будут приходить и к нам. Такого, чтобы просто привинтили бампер, не будет. Инвестор даже пошел на создание в нашем регионе покрасочного цеха. Первый «Мерседес» выйдет уже в 2019 году.
Для нас главное, чтобы столь высокотехнологичный продукт производился на территории региона, давал рабочие места и налоги. Ведь вслед за сборкой придут компании, выпускающие комплектующие. В перспективе у нас появится серьезный автомобильный кластер.
— Это, наверное, самый крупный инвестиционный проект в Подмосковье?
— Наши федеральные коллеги говорят, что за последние 10 лет в области автомобилестроения он крупнейший в России. Что касается Московской области, то в нашем активе уже есть аналоги. В частности, компания «Металл-профиль» в Лобне за прошлый год вложила в развитие свыше 100 млн долларов. В Сергиевом Посаде завод проинвестирован на 200 млн долларов.
Крупные индустриальные проекты у нас были и будут. Однако «Мерседес» для нас, как и всей страны, — определенный показатель качества инвестиционного климата.
— Частные железнодорожные переезды, которые предполагается строить в Подмосковье, — тоже инвестиционный климат?
— Учитывая подъем экономики, регион остро нуждается в улучшении дорожной инфраструктуры. Изменить ситуацию только за бюджетные средства невозможно.
Губернатор поставил задачу поиска инвесторов для строительства железнодорожных переездов. Сегодня это очень актуально, ведь электрички и поезда стали курсировать с повышенной интенсивностью, всем нам приходится стоять в многочасовых пробках.
Мы нашли инвесторов, готовых за свои средства построить мосты через железную дорогу, но с взиманием платы за проезд. На четыре путепровода уже поданы заявки. Еще по 10–12 таким проектам в нынешнем году ожидаем заявки. Сооружения эти не дешевые — не меньше 1 млрд рублей каждый. По контракту, после окупаемости объекта он переходит в собственность Московской области и становится бесплатным. Однако альтернатива бесплатного проезда на «старом» переезде остается, для жителей это крайне важно.
Главное, чтобы у всех сохранялось право выбора и не ущемлялись ничьи интересы!