Электрические сети садоводческих и дачных товариществ — их коллективная собственность. Поэтому они сами должны их чинить и содержать в порядке. Но люди были уверены, что восстановить их обязаны те же электрики, что чинили провода в соседнем с их СНТ поселке. И страшно возмущались, что в поселке-то свет есть уже два дня, а у них — нет. И к ним никто не едет, чтобы чинить их сети и их спасать!
«Талдомский р-н, севернее д. Бельское, СНТ «Полесье», «Русь», «Атмосфера» и еще десятки товариществ. В результате стихии порваны линии электропередачи. Администрация Талдомского района, диспетчер МОЭСК, «горячая линия» министерства ЖКХ МО и минэнергетики МО, МЧС, в общем, все государственные службы ОТКАЗЫВАЮТСЯ ВОССТАНАВЛИВАТЬ свет, ссылаются на то, что мы к ним не относимся и должны восстанавливать ЛЭП за свой счет, уже насчитали примерную стоимость в 2 миллиона рублей!
На дачных участках круглый год проживают пенсионеры, среди них есть участники ВОВ и ветераны боевых действий! Они замерзают, им не на чем приготовить еду!
Собственники дачных участков платят налоги на свою недвижимость государству, так почему же государство отказывается помочь своим законопослушным гражданам в чрезвычайной ситуации, ведь провода оборваны в результате погодных катаклизмов! Помогите, пожалуйста, нас никто не слышит, все только вымогают деньги! Восстановите нам подачу электричества на дачные участки!»
Это письмо было вывешено на сайте «Добродел». В дни аварии сайт переполняли подобные крики души. Обесточенные дачники звонили во все инстанции и бились о них как рыба об лед. И очень их было жалко.
Но не потому, что у них нет света. А потому, что они живут в мире иллюзий, который от ледяного дождя стал рушиться и падать на их бедные головы.
Читайте материал Восемь дней без электричества: "Пусть все сдохнут в Дмитровском районе"
***
Положим, вы едете на своем автомобиле за рейсовым автобусом. И вдруг на дорогу валится дерево. И корежит кузов и вам, и автобусу.
Автобус муниципальный. Оплачивать ему эвакуатор и ремонт будет муниципальное транспортное предприятие, где он стоит на балансе.
А за эвакуатор и ремонт вашей машины вы будете платить сами. И вам в голову не придет требовать от транспортного предприятия, чтобы оно оплатило эвакуатор и ремонт вашей машины, потому что на вас с автобусом упало одно и то же дерево.
Такая же точно ситуация с электрическими сетями.
Если сети стоят на балансе какой-то компании, она их ремонтирует. Эти сети — ее собственность, а свою собственность она должна поддерживать в порядке.
Если сети не стоят у нее на балансе, они не являются ее собственностью. Она не несет ответственности за то, чтобы они были исправны.
В Московской области работают две большие компании с госучастием. У МОЭСК на балансе примерно 70% объектов области. У Мособлэнерго — примерно 10%, в основном муниципальные образования.
Сети СНТ и ДНТ — за редкими исключениями — не стоят на балансе ни у той компании, ни у другой. Провода, опоры, изоляторы, трансформатор — имущество самого садового (или дачного) товарищества.
Как всякое имущество, оно нуждается в уходе и догляде. Обеспечивать уход и догляд должны владельцы, то есть члены СНТ.
Как им поступать, если их сети обесточены в результате повреждений от ледяного дождя, грозы, пацанов, которые кидались камнями в изоляторы, безумного грузовика, повалившего опору, и других внешних вмешательств?
Алгоритм такой.
Необходимо устранить повреждения либо собственными силами, либо обратиться в ближайшее территориальное отделение МОЭСК за оказанием платной услуги в устранении повреждений.
После этого надо подать письменное заявление в отделение МОЭСК о подключении к электросетям компании, в котором указать адрес СНТ, ФИО и контакты председателя, а также информацию, подтверждающую, что на электроустановках СНТ повреждений нет.
По этому заявлению приедет инспектор. Проверит, правда ли в СНТ нигде не валяются оборванные провода и, если все в порядке, возобновит подачу напряжения.
***
Председатель одного из подмосковных СНТ рассказал «МК», как устраняется неисправность сетей в товариществе собственными силами после ледяного дождя.
Члены СНТ с пилами и топорами идут по всему товариществу и убирают с линий электропередачи упавшие деревья и ветки. После этого вызванивается местный электрик из соседнего поселка. Он считает обрывы, оценивает масштаб и заявляет, что здесь нужна бригада, он один не в силах. Бригаду предлагается собрать из его друзей. Для этого нужно обратиться в местную фирму — небольшую частную компанию, где они трудятся.
Стоимость их работы может оказаться втрое дешевле, чем у госкомпании. Но может и не втрое. И не дешевле.
Преимущества госкомпании в том, что с ней не будет таких сюрпризов. На каждую коммерческую услугу установлена такса, прайс-лист вывешен на сайте, раздел «Дополнительные услуги. Энергопомощь». Но цены высокие. Если повреждений после ледяного дождя действительно много, ремонт вполне может влететь в 2 млн, которые насчитали возмущенным жителям СНТ Талдомского района, чье письмо приводится в начале этой статьи.
Понятно, для дачников такая цена — это трагедия.
На зиму в СНТ остаются люди, которым не надо ездить на работу каждый день. Главным образом пенсионеры. Они сдают свои квартиры в Москве либо уезжают, чтобы не тесниться в квартире вместе с детьми.
Круглогодичная дача — выход для граждан, которые не могут расширить городскую жилплощадь. Денег у них немного. Но платить за восстановление электросетей придется именно им. Потому что «летних» соседей, которые тоже, конечно, должны платить, сейчас не отыщешь. А даже если отыщешь, давать деньги на восстановление электричества они не будут, поскольку им зимой свет на даче не нужен. А до лета он как-нибудь и без них починится.
В правовом отношении СНТ устроены так по-дурацки, что никаких рычагов для поголовного сбора денег на ремонт коллективной собственности там нет.
Но энергетические компании — хоть государственные, хоть частные — не могут и не должны компенсировать такую беду дачников. С какой стати?
Собственник должен сам оплачивать содержание своей собственности или от нее отказываться. Исправная уплата налогов, звание ветерана ВОВ и боевые заслуги здесь никого не спасают.
***
Теоретически выход из этой жестокой ситуации есть. СНТ может подарить свои сети МОЭСК. Передать на баланс, чтоб их чинили бесплатно для членов товарищества. Но на практике так мало кто делает.
По данным пресс-службы компании, свои сети ей передали меньше тысячи СНТ Московской области — около 8% от общего количества.
Процесс тормозится по нескольким причинам.
Во-первых, далеко не все члены всех СНТ знают о такой возможности.
Во-вторых, тех, кто знает, душит жаба. Жалко же все-таки отдавать свое.
В-третьих, председатели СНТ сопротивляются передаче сетей, потому что правдами и неправдами на них зарабатывают, отщипывая от общественных денег с каждого ремонта.
В-четвертых, госкомпании и сами не горят желанием принимать в подарок сети СНТ. Монтировались они, как правило, кое-как: разными электриками с разными критериями качества. Трансформатор старый, мощности не хватает. Все надо переделывать, вкладывать деньги, а экономически это невыгодно.
В-пятых, процедура передачи сетей СНТ чрезвычайно сложна в бюрократическом плане. Некоторые товарищества начинают ее и застревают на полпути, потому что не могут пробиться через кадастр или другие инстанции, которые необходимо пройти.
Так что надежного света в конце туннеля на подмосковных СНТ не видно.
Да, пока все спокойно, электричество у зимовщиков есть. Но большая авария или стихийное бедствие его их лишит, а восстановление окажется разорительным.
Что же им делать?
Вариант у них только один: ставить на дачах печки и покупать генераторы-«тырчики».
Обогреваться будут дровами. А по вечерам на два часа заводить «тырчик» и включать телевизор. И телевизор им будет рассказывать на ночь, как все у нас хорошо.