Объединить и поделить?
На митинг собираются не только жители и оппозиционные активисты, но и представители власти — депутаты поселковых советов, и даже главы отдельных поселений Московской области. Настроение у них боевое — люди говорят, что они категорически против проводимой административной реформы. Что же их так не устраивает?
На прошлой неделе губернатор Подмосковья Андрей Воробьев в телеэфире на центральном канале заявил, что собирается в конце этого и начале следующего года преобразовать около 20 муниципальных районов в городские округа. Чиновник считает, что так удастся значительно сэкономить бюджетные средства, которые идут на содержание районных и поселковых администраций. Кроме того, таким образом можно будет объединить бюджеты поселений и выровнять их расходы и доходы. Не секрет, что на территории одного муниципального района есть богатые поселения, с бюджетом под миллиард рублей, и совсем нищие, которым не хватает средств даже на то, чтобы содержать свою администрацию.
Однако такой подход — отобрать у богатых и поделиться с бедными — устраивает далеко не всех. И у жителей, и у представителей власти на местах — огромное количество вопросов к авторам реформы. Тем более что решение по поводу объединения муниципалитетов было спущено сверху без предварительного общественного обсуждения, нет и «дорожной карты», как технически будет происходить это слияние и поглощение.
«Мы живем в информационном вакууме, ловим крохи информации в социальных сетях, муссируем слухи: вроде бы одни поселения уже проголосовали за объединение, другие — категорически против. Но никто толком ничего объяснить не может, как мы будем жить после этого объединения», — возмущаются жители.
Например, население волнует такая простая житейская проблема: придется ли после преобразования муниципального района в городской округ менять паспорт. А бизнесменам, да и обычным людям тоже — вдобавок менять правоустанавливающие документы на собственность. По идее, надо: адрес ведь поменяется. Но это — лишние хлопоты и дополнительные расходы. Кому такое понравится?
Где эта улица?
Переименование адресов населенных пунктов может превратиться в очевидное сумасбродство, считает муниципальный депутат, член СПЧ при Президенте РФ и губернаторе Московской области Евгений Бобров.
«По официально направленной в советы депутатов информации адрес в городе Апрелевка после преобразования Наро-Фоминского муниципального района в городской округ будет звучать так: Московская область, городской округ Наро-Фоминск, город Наро-Фоминск, город Апрелевка, улица …» — говорит правозащитник. По его мнению, это может потребовать изменения общероссийских баз адресных регистров.
«Невозможно будет и синхронизировать базы социального и пенсионного страхования. Ни в одну базу такой адрес не вписывается: либо город Апрелевка, либо Наро-Фоминск. Не исключено, что в Наро-Фоминске окажется точно такая же улица, и взносы уйдут другому человеку. Или будут числиться как невостребованные. А человек будет недоумевать, почему у него такая пенсия маленькая», — продолжает депутат.
Но адресная казуистика — не самая большая проблема. Куда больше людей волнует вопрос: почему богатые поселения должны делиться своими доходами с бедными? Доходы формируются за счет налогов, собираемых на данной территории, в том числе на землю. У «кулаков» земельный налог вырос в десятки раз, а где-то он по-прежнему составляет сущие копейки, — так почему же те, кто больше платит в казну, еще должны и делиться своими отчислениями? Разве это справедливо?
«У нас профицитный бюджет, есть своя коммунальная техника, которая занимается уборкой территорий в Селятине, но мы боимся, что все это у нас после объединения отберут. Где гарантия, что новая уборочная техника, которую мы только в прошлом году купили, не поедет в тот же Наро-Фоминск?» — спрашивает депутат Селятинского поселения Татьяна Павлова.
Такие же опасения испытывают и в других «зажиточных» муниципалитетах области. Жители поселка Томилино не хотят объединяться с Люберцами по той же причине. «У нас чистенький, ухоженный поселок, прекрасные детские площадки, зелень, вековые сосны, чистый воздух. А в Люберцах — кромешный ад! Дома стоят один на другом, снег не чистят… Неужели и у нас так будет?!» — ужасаются люди.
Далеки от народа
Перед правительством Московской области и ее главой Андреем Воробьевым стоит непростая задача: нужно срочно увеличивать доходную часть бюджета, чтобы вернуть Подмосковье в число недотационных регионов. Ведь на области лежит огромная социальная нагрузка: нужно платить зарплаты бюджетникам, пенсии старикам и инвалидам, пособия и дотации льготникам…
Ради достижения таких благих целей, возможно, и затевается радикальная административная реформа с перекраиванием муниципалитетов. Но далеко не все средства хороши, особенно если глобальные преобразования осуществляются в авральном порядке, без общественного обсуждения и четкого плана действия. Интересно, что подготовка к слиянию муниципалитетов в округа уже идет полным ходом, а публичные слушания, где население сможет высказать свое отношение к этой реформе, состоятся только в декабре.
«Нам говорят: объединение в городской округ позволит сэкономить значительные средства на содержание управленческого аппарата. Но это не так. Там, где уже прошла реформа, особого сокращения штатов чиновников не видно. Главы поселений стали замами главы администрации городского округа, администрации поселений упразднили, но вместо них появились территориальные управления; единственно, кого сократили, — так поселковых депутатов, которые денег за свою работу не получают, действуют на общественных началах. Так в чем тут экономия?» — спрашивает видный общественник, председатель подмосковного отделения ВООПиК Евгений Соседов.
Система органов самоуправления в Подмосковье выстраивалась долго и мучительно. Во многом она несовершенна и требует серьезной доработки. Но почти в каждом районе есть советы сельских и городских поселений, которые работают намного эффективнее, чем районные и городские власти.
Жители в ежедневном режиме взаимодействуют с этим институтом власти. Оперативно сигнализируют о своих нуждах, проблемах, потребностях, и если поселение еще и бюджет имеет профицитный, то люди воочию видят изменения своей жизни к лучшему.
«Я родилась и выросла в Томилине, — говорит 35-летняя Марина, мать двоих детей. — Никогда наш поселок не был еще таким ухоженным, как теперь. Только, можно сказать, жить по-человечески начали, и вот пожалуйста: хотят опять все порушить. Собираются объединять нас с Люберцами. У нас тут все в шаговой доступности: сад, школа, детские кружки — бесплатные, за счет поселкового бюджета. А если все муниципальные службы переедут в Люберцы, как я буду мотаться туда с двумя детьми?..»
Люди недоумевают: если их поселковые администрации вместе с советами депутатов могли самостоятельно реализовывать социальные проекты, не прося помощи ни у района, ни у области, почему теперь региональное правительство вдруг решило все разрушить, причем без каких-то обоснований, дискуссии, экспертной оценки?
Строили мы, строили...
Воробьев выстраивает жесткую вертикаль власти, считают многие критики административной реформы, в этом все дело, а экономия средств на управленцах — это все разговоры для бедных.
Действительно, год назад Мособлдума приняла поправки в закон, которые позволяют назначать, а не выбирать глав районов и городских округов. Единственные выборные должности остались на местном поселковом уровне. Здесь население защищено от «назначенцев» самой Конституцией. Кстати, она и незыблемость местного самоуправления гарантирует всем гражданам. Но в Подмосковье его, похоже, хотят упразднить. Будет ли это нарушением конституционных прав подмосковных жителей?
Будет, отвечают в Комитете Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. На его сайте есть подробные комментарии и по поводу того, можно ли создавать из муниципальных районов городские округа, и как должны относиться граждане, если власти собираются превратить двухуровневую систему самоуправления в одноуровневую. В обоих случаях ответ отрицательный: делать это категорически нельзя.
Именно поэтому правозащитник Евгений Бобров уже дважды письменно обращается к Андрею Воробьеву с просьбой отказаться от аврального проведения административной реформы и провести серьезную дискуссию на эту тему с экспертным сообществом и жителями. К сожалению, ответа от губернатора пока не поступило, поэтому Евгений намерен обсудить эту проблему на одном из ближайших заседаний Совета по правам человека при президенте.
— Требование об обязательном формировании муниципальных образований на двух территориальных уровнях — в поселениях и муниципальных районах, с разграничением и закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий, — является концептуальным положением Федерального закона, поэтому нельзя взять и упразднить на региональном уровне одну из ветвей власти, — говорит эксперт. — Независимый поселковый совет депутатов может очень многое и обладает серьезными полномочиями. Он утверждает планы застройки, генплан поселка, бюджет, наконец, — это реальный рычаг в руках народа, с помощью которого жители могут легитимно и конструктивно взаимодействовать с властью. Если у них отнять такую возможность, это может привести к непредвиденным последствиям…
По мнению правозащитника, если граждане не смогут легитимно выплеснуть свои эмоции и реализовать потребность в конструктивной деятельности в рамках системы самоуправления, они, скорее всего, выплеснуть свой протест на улицу, а это прямой путь к экстремизму.
— Надо, чтобы люди могли и пар выпустить, и что-то полезное сделать для себя, своих детей, соседей. Поселковый совет — одна из немногочисленных площадок, которые еще остались у гражданского общества; если их ликвидируют — получим административно-чиновничий капитализм. Я категорически против такой реформы в том виде, в котором она сейчас предлагается в Подмосковье, — говорит Евгений.
Минусов больше
На самом деле далеко не везде поселковый совет депутатов является таким демократическим, поистине народным органом власти, как утверждает Евгений Бобров. Нередко депутаты действуют как марионетки в руках исполнительной власти. Вот и сейчас: спустили сверху решение объединяться — и многие тут же проголосовали «за».
Жители возмущены таким пораженческим поведением своих избранников: «Мы за них голосовали, чтобы они отстаивали наши интересы, а они готовы самораспуститься без боя».
Однако оппозиционно настроенным депутатам тоже не позавидуешь: давление на них идет колоссальное. «Власть прессингует по-черному, — жалуются те, кто отказался под разными предлогами ставить свою подпись под решением о вхождении своего поселения в объединенный городской округ. — Депутатам-бюджетникам прямо говорят: ты же на контракте, хочешь работу потерять? А у кого бизнес, тех сразу проверками давят, договора аренды на офис, производственные площади могут расторгнуть». Были уже и случаи откровенных угроз в адрес строптивых депутатов — об этом корреспонденту «МК» рассказывали на условиях анонимности. А зря: как утверждает Евгений Бобров, такие случаи должны тут же становиться достоянием гласности.
«Депутаты должны сразу обращаться в прокуратуру, если на них оказывается давление, это повод для самого жесткого расследования. Давить на депутатов — это преступление. За такие вещи чиновников нужно дисквалифицировать или назначать административный арест. Но пока не было зафиксировано ни одного такого сигнала».
И все-таки что такого ужасного произойдет, если муниципальные районы превратятся в городские округа?
Ведь власти уже составили список плюсов: сокращение аппарата чиновников, объединение бюджетов поселений, после чего будет легче осилить крупные проекты, да и в отдаленных населенных пунктах наконец появятся нормальные дороги и социальная инфраструктура.
Но минусов все равно больше. Во-первых, могут исчезнуть такие старинные русские города, как Верея в Наро-Фоминском районе. Это самый маленький город в Подмосковье — там всего 5 тыс. жителей, но его славной истории могут позавидовать многие города-миллионники. Впервые Верея упоминается в летописях в XIV веке в связи с тем, что отразила набег литовского князя. С тех пор так и повелось: татары, поляки, французы, немцы — кого только не было на этой политой кровью земле. Весной этого года Мособлдума присвоила Верее звание «Населенный пункт воинской славы», а уже через несколько месяцев та же Дума может принять решение об уничтожении города и превращении его в микрорайон Наро-Фоминска. Как говорится, чего не удалось сделать врагам, довершили слуги народа.
«История с Вереей — это, конечно, абсурд, но далеко не единственный, — говорит депутат Татьяна Павлова. — Разве можно назвать разумным создание городского округа, по площади соперничающего с площадью старой Москвы или Питера? У нас Наро-Фоминский район растянулся более чем на сотню километров — от Внукова до границы с Калужской областью; после его преобразования в городской округ получится третий по величине мегаполис в стране».
Таких фактов, за гарнью здравого смысла, можно привести множество. Например, с какой целью подмосковные реформаторы абсолютно сельские территории — такие, как Шаховской или Озерский районы, — преобразовали в городские округа?
Правда, у жителей есть на это свой ответ. Они считают, что вся административная реформа в Подмосковье затеяна только ради того, чтобы население не мешало властям проводить дальнейшую застройку территорий. Ведь в сельском поселении есть ограничение и по высотности, и по плотности строительства, а в городском округе — строй не хочу, хоть небоскребы…
И, похоже, они правы. На днях стало известно, что в Томилине, жители которого так яростно сопротивляются объединению с Люберцами, областные власти собираются построить гигантский торгово-логистический центр, отдав под эти цели два чуть ли не последних в окрестностях поля.
О том, что градостроительная политика подмосковного правительства представляет угрозу для национальной безопасности страны, жители и активисты Московской области уже давно говорят. Сейчас это стали понимать и на самом высоком государственном уровне.
Недавно на заседании Президентского совета по межнациональным отношениям академик Валерий Тишков сказал: «Мы не можем создавать ситуацию, когда очень значительная — сейчас это уже 15 процентов населения — часть населения сосредотачивается в одном, пусть даже столичном городе. Есть что‑то неправильное в том, что наш строительный монстр заманивает по всей стране граждан с 2–3 миллионами рублей покупать квартиры в Москве и Подмосковье, вместо того чтобы развивать жилищное строительство в других регионах страны. То, что центр столицы обрел новое благоустройство, — это хорошо, но то, что древнерусские города и деревни Подмосковья, стародачные поселки почти раздавлены десятками многоэтажных новостроечных комплексов, в которые заселяются активные жители от Кавказа до Камчатки или их дети, — это не очень правильно и для межнациональных отношений в будущем может быть чревато конфликтами. Этот вопрос нужно обсуждать, принимать решение не только с точки зрения коммерческой прибыли и сугубо экономических расчетов, а с точки зрения здорового и стабильного развития нашей нации».