Проскакиваем адский трафик на МКАДе, немножко толкаемся на Осташковском шоссе. И вот уже — здравствуй, лес, прохлада и загадочный мир средневековой Руси. Но сначала мы натыкаемся на стоянку современных неандертальцев. Посреди лесной поляны сооружен то ли помост, то ли стол. Владимир Фролов указывает на небольшие углубления в земле: «Видите, вот это так называемые домовые ямы. Крестьянский дом в XV–XVI веках строился без фундамента. Иногда это была полуземлянка, так лучше сохранялось тепло. В центре стояла печь без трубы, топили по-черному».
Владимир обращает мое внимание на кучку обгоревших камней — оказывается, это остатки древнего очага. Вокруг земля усеяна кусочками глиняной посуды. Беру в руки один из них — ему несколько сот лет. Возможно, поясняет Фролов, на этом месте была гончарная мастерская или же баня, где хранилась эта посуда.
...Археологические изыскания в Подмосковье активно проводились в XIX и XX веках. Тогда раскопками занимались известные ученые, исторические и общественные деятели. Многие найденные ими артефакты попали в коллекцию Исторического музея.
А с приходом дикого капитализма в Россию финансирование отечественной археологии резко сократилось. Сейчас деньги выделяются только на самые крупные, громкие экспедиции. Хотя для того, чтобы начать научные изыскания в Пироговском лесу по всем правилам, официально, сумма нужна совсем небольшая — около ста тысяч рублей. Но найти ее для местного краеведа — непосильная проблема.
«Я сообщил о диком раскопе и находках «черных археологов», о которых узнал из Интернета, в подмосковное отделение ВООПиК и главному специалисту по московскому средневековью Сергею Чернову. Но пока никакой ответной реакции не последовало. Сергей Заремович посоветовал сделать замеры домовых ям и других объектов и прислать результаты ему, но сам приезжать не собирается», — рассказывает Владимир.
Пытается энтузиаст привлечь внимание местных властей. Даже всю местную прессу поднял на уши. Но и тут нет реакции. Вот и получается, что никому, кроме «черных копателей», данная тема неинтересна.
«Если копатели не шурфят вглубь, а только подбирают артефакты, которые находят на поверхности земли, то особого ущерба культурному слою они не наносят. В основном их интересуют древние монеты, которые стоят на черном рынке от нескольких сотен до пары тысяч рублей, — продолжает Фролов. — Но в этот раз они зашли слишком далеко. Видите, как раскопали домовую яму? Кажется, что работал экскаватор, на самом деле землю вынимали вручную. А тут они разобрали остатки доменной печи. И все, что для них не представляет материальной ценности, что нельзя продать на черном рынке, выкидывают».
Владимир подносит к куче камней металлоискатель, и тот начинает звенеть. Скорее всего, на этом месте была в те далекие времена кузня, поскольку поселение располагалось на пересечении дорог, и логично предположить, что его жители занимались придорожным промыслом. Подковывали лошадей, обслуживали пеших и конных путников, кроме того, ремонтировали саму дорогу.
По количеству домовых ям — их мы вокруг раскопа насчитали около десяти — и по наличию пруда, из которого жители брали воду для хозяйственных нужд, мой спутник делает предположение, что здесь была крупная по меркам того времени деревня. И, кстати, зажиточная. Копатели нашли не только несколько монет эпохи правления Ивана Грозного, но еще серебряную серьгу и детали перстня в виде скорпиона.
«Простая крестьянка вряд ли могла себе позволить такие украшения, только жена зажиточного мастерового. Но это как раз неудивительно: удельные (государственные) крестьяне находились в более привилегированном положении, чем обычные, боярские. За ремонт дороги их освобождали частично от налогов в казну, а кормились они за счет проезжающих».
Как утверждает мой спутник, мы стоим на перекрестке древних дорог. Одна из них — знаменитая Алтапка. Она вела из Москвы в Дмитров — северный порт древней Руси, по ней везли товары, которые потом перегружали на легкие суда и везли по рекам Яхроме и Сестре в верховья Волги.
А во времена Ивана Грозного по этой дороге ездили на богомолье в Троице-Сергиеву обитель. Недалеко от места, где «черные копатели» обнаружили древнюю деревню, находится знаменитая царская усадьба Тайнинское, которой также грозит уничтожение. Об этом «МК» писал еще год назад.
Старинные деревни — Рупасово, Болтино, Ядреево, Пирогово. Они существуют с XV века. Какие тайны и артефакты скрываются в их окрестностях? Историки утверждают, что здесь располагалось 39 средневековых поселений. Большинство из них разорились в годы опричнины или Смутного времени. В 1677 году была проведена перепись Тайнинской волости, она и зафиксировала, что на месте бывших деревень находятся пустоши. По-видимому, поселение в Пироговском лесу как раз из их числа.
Какая судьба ждет древнюю деревню, отрытую «черными археологами»? Ее тайну вновь поглотит лес? Или же ее разграбят, разорят просвещенные варвары XXI века?
А может, все-таки случится чудо, и подмосковные власти наконец-то обратят внимание на то, что у них под носом находится свой собственный археологический Клондайк, который давно мог сделать Московскую область туристической Меккой? Что стоит богатейшему региону России потратить 100 тысяч рублей на раскопки? А там, глядишь, найдутся заинтересованные спонсоры. Наверняка среди представителей большого бизнеса тоже есть люди, увлекающиеся отечественной историей. Так почему бы подмосковным застройщикам для разнообразия не построить на территории области вместо очередного жилого микрорайона этнодеревню или исторический парк? Учитывая выгодное расположение этого уголка ближнего Подмосковья, близость к Москве, удобные подъезды, можно предположить, что древняя деревня в Пироговском лесу стала бы очень популярным местом у туристов.
Но это все мечты. А пока нужно, чтобы власти хотя бы зарегистрировали вновь выявленный объект уникальнейшего археологического наследия и поставили его под охрану государства.
Комментарий Аллы Громиновой, члена ВООПиК Московской области:
— Районные власти должны подать заявку в министерство культуры Московской области о том, что на их территории обнаружен новый древний памятник археологии. Если они сами не смогут это оформить, то можно подключить археолога. После этого можно будет проводить официальные раскопки. Похожая ситуация уже была в этом районе — речь идет о Тайнинском селище, которое датируется XIV–XV веками. «Черные копатели» наносят памятникам археологии невосполнимый урон. Дело в том, что все артефакты имеют научную ценность только в том случае, если в момент обнаружения они были тщательным образом описаны специалистом. А без привязки к местности все эти находки — просто пустышка.