Комиссия ЦИК во вторник выехала в Барвихинское поселение, чтобы проверить документацию по досрочным выборам, которые были отменены решением Центральной избирательной комиссии. Но члены ЦИК обнаружили, что вся документация уничтожена еще 21 апреля. И даже имеется акт об этом, подписанный председателем, замом и секретарем местной избирательной комиссии.
Хотя по закону срок ее хранения составляет не менее одного года. Об этом говорится в проекте постановления ЦИК, которое было оглашено на заседании комиссии в среду.
В частности, там сказано, что «уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, до истечения сроков их хранения, а также нарушение установленного порядка уничтожения таких документов образуют состав административного правонарушения».
«Мое частное мнение: это вопиющее нарушение, это бомба — то, что произошло, что уничтожены документы. Это мое оценочное мнение, эмоциональная оценка. И это повод, высказываю свое мнение, для немедленного роспуска комиссии», — сказала глава ЦИК Элла Памфилова.
Однако Элла Александровна не была бы тем, кто она есть, если бы позволила своим эмоциям взять над собой верх. Поэтому ЦИК обязал Мособлизбирком проверить деятельность избирательной комиссии сельского поселения Барвихинское по проведению досрочных выборов и хранению избирательной документации. И в случае выявления нарушений законодательства о выборах ему придется принять меры реагирования в соответствии с КоАП, вплоть до обращения в Московский областной суд с административным исковым заявлением о расформировании избирательной комиссии сельского поселения Барвихинское.
«Мы могли бы сейчас громыхнуть от имени комиссии, но я полагаю, что это будет сейчас неправильно, некорректно; наша задача — исходя из компетенции и уровня ответственности, позволить Московской областной избирательной комиссии сделать все то, что находится в ее компетенции, на основании этого постановления», — пояснила свою позицию глава Центризбиркома.
«МК» попросил прокомментировать новый скандал вокруг выборов в Барвихе председателя избирательной комиссии Московской области Ирека Вильданова.
«Я не могу взять и расформировать Барвихинскую участковую избирательную комиссию. Мы их не назначали, они действуют независимо от нас. Сделать это можно только в случае серьезных нарушений закона. Я услышал ЦИК и принял его позицию к сведению. Но передо мной также лежит ответ из прокуратуры Московской области, где сказано: уничтожение бюллетеней избирателей, их заявления и реестра досрочно проголосовавших не противоречит действующему законодательству. Если прокуратура изменит свою позицию и найдет нарушения в действиях членов Барвихинского УИКа, тогда можно будет привлечь его состав к ответственности. Знаю, что ЦИК обратился в прокуратуру с просьбой провести повторную проверку факта уничтожения документации. Возможно, что вскоре надзорное ведомство пересмотрит свою позицию по этому делу».
По мнению Вильданова, в служебной инструкции для участковых избирательных комиссий существует пробел: там сказано, что необходимо хранить не менее года документацию по выборам, но в Барвихе выборы отменили — они фактически не состоялись. Отсюда якобы и возникло недоразумение с уничтожением документации. Возможно, и так. Хотя в законе четко сказано: необходимо хранить «проголосовавшие» бюллетени, а «досрочники» в Барвихе проголосовали.
Но у местных жителей и независимых экс-кандидатов в депутаты есть своя точка зрения на случившееся.
«Бюллетени досрочно проголосовавших уничтожили умышленно, а не случайно, — говорит Константин. — Если бы их сейчас вскрыли, то всем стало бы очевидно: 95% «досрочников» голосовали за команду Гусева, кандидатов от партии «Единой России». При честных выборах так не бывает. Ведь всех вновь прописавшихся в нашем поселении трудовых мигрантов, которые косяком шли на досрочное голосование, члены избирательной комиссии заставляли расписываться на конвертах с бюллетенями. Это грубейшее нарушение избирательного права, но УИКу пришлось рискнуть — иначе как отследить, что единороссовский электорат проголосовал за нужных кандидатов?»
Делать прогнозы по тому, как будет развиваться ситуация с расследованием нарушений в ходе муниципальных выборов в Барвихе, сложно: похоже, никто из игроков в этой пьесе абсурда не собирается сходить с подмостков. Вот только некоторые из них никак не поймут, что привычный сценарий уже неактуален. Отсюда столько противоречий — даже в реакции родственных правоохранительных структур.
В том же письме областной прокуратуры, на которое ссылается Вильданов, опровергается позиция МВД, что в массовых фактах прописки накануне выборов нет ничего противозаконного. Об этом «МК» писал в номере от 25 мая. А ЦИК и его глава Элла Памфилова не согласны с оценкой прокуратуры, которая не видит нарушений в том, что всю выборную документацию сразу же, как только разгорелся скандал, уничтожили.
Всем, по-видимому, а главное — Мособлизбиркому, придется переориентироваться и понять наконец, что скандальные выборы в Барвихе спустить на тормозах не удастся. А время формальных отписок в адрес жалобщиков-правдолюбцев на объективное и тщательное расследование уже прошло. Иначе, оперируя образами Памфиловой, бомба может в любой момент взорваться — и кто его знает, в какую сторону полетят осколки.