22 мая, в воскресенье, случились праймериз «Единой России» в формате всеобщих выборов. Прошли предварительные выборы и в 12 округах Подмосковья.
Руководство партии неоднократно озвучивало, что в партии идет перезагрузка. Перезагрузка заключается не только в появлении новых имен, но и в том, что «Единая Россия» готова побеждать честно и без административного ресурса. Действительно, сам процесс голосования в целом проходил прозрачно и открыто. А вот в отношении использования административного ресурса есть большие вопросы.
Надо понимать, что сами итоги голосования на праймериз для руководства партии вторичны. Во-первых, это только выборы кандидатов в кандидаты. Во-вторых, при необходимости «не тех» кандидатов можно поменять на «тех». Поэтому здесь просто нет необходимости включать административный ресурс. Не случайно, что и интерес наблюдателей к праймериз очень низок.
Но именно явка избирателей — ключевой и важнейший вопрос для правящей партии: количество жителей, участвующих в чисто партийном мероприятии — это уровень поддержки ими партии. На федеральном уровне партийные лидеры говорили о том, что будут жестко пресекать использование админресурса. И когда в подмосковных Рузском и Волоколамском районах за сгон бюджетников на праймериз были уволены местные высокопоставленные чиновники, это, безусловно, напугало руководителей муниципальных образований в области. Но не остановило.
Видимо, потому что на федеральном уровне партийные бонзы не скрывают, что вопрос явки на праймериз очень важен. На низовом уровне пожелание уже воспринимается как директива. Появляются контрольные цифры как руководство к действию для местных властей. По некоторой информации, такой контрольной цифрой в Московской области называли 10% явки. Жители не доверяют власти, власть не доверяет жителям. При таком взаимном недоверии только административный ресурс может решить вопрос явки. Естественно, с помощью админресурса в первую очередь прессуют бюджетников и пенсионеров.
В этом плане оказался очень показателен город Королёв, в котором ваш корреспондент побывал в день праймериз. По словам источника, близкого к местной администрации, воскресный день, 22 мая, для всех руководителей бюджетных организаций был объявлен рабочим. В этот день вся работа «бюджетных начальников» заключалась в том, чтобы каждые два часа сообщать «наверх», сколько сотрудников учреждения проголосовало. Недирективно рекомендовалось прикладывать селфи сотрудников. Еще до праймериз местная администрация строила наполеоновские планы. Руководители муниципальных учреждений должны были обеспечить явку не менее 60% от списочного состава. В свою очередь сотрудник должен привести еще 5 человек на избирательный участок. Но идею пришлось похоронить ввиду ее несбыточности.
Эта информация косвенно подтверждается и моими наблюдениями. На выходе с участка двум молодым женщинам («учительница первая моя») я задал простой вопрос: «Зачем вы пошли на праймериз?» Одна сказала, что не готова ответить на вопрос. Другая коротко объяснила, что очень спешит.
Более словоохотливой оказалась бабуля-вахтер:
— Начальство приказало. Сказало, что, если не проголосую, уволят. А жить на одну пенсию тяжело.
В целом по области на 13.00 проголосовало 4,2% избирателей. В Королёве на этот момент проголосовали 10 тысяч избирателей, что составляет примерно 7%. Стоит отметить, что на некоторых участках уже к 10 утра в праймериз приняли участие более 10%. Правда, на выходе с участка избиратели затруднялись ответить, за кого проголосовали. Их можно понять — пять бюллетеней-простыней с огромным количеством фамилий. Тем более что праймериз предполагает возможность проголосовать за всех, включенных в бюллетень. Как тут запомнить! Только одна супружеская пара пенсионеров четко, коротко и зло ответила: «Против всех».