— Гляжу на перечень компетенций чемпионата и, честно говоря, приятно удивлен: инженер космических систем, промышленная робототехника, оператор беспилотных летательных аппаратов…
— А что вы хотите? Наряду с традиционными профессиями — токарь, слесарь, плотник — в финале национального чемпионата примут участие и пока еще экзотические для многих из нас профессии: генная или аэрокосмическая инженерия, прототипирование… Всего в чемпионате представлено 94 компетенции, хорошие и разные.
— Сколько субъектов Федерации намерено участвовать в этом мероприятии?
— Планируется 59 регионов России. Участники делятся на две возрастные категории: студенты и уже работающие по специальности, в возрасте от 16 до 22 лет. И юниоры — от 10 до 16 лет. Подмосковная команда планирует выступить в 64 компетенциях, проще говоря, номинациях. Хотя не исключено, что поучаствуем во всех 94.
— В каких городах будете выявлять самых достойных?
— Место проведения — площадка Международного выставочного центра в Красногорске. Нам дают павильон площадью 30 тыс. кв. метров, где мы делаем «начинку». Специалисты по дизайну и ландшафту, которые также представлены в чемпионате, будут соревноваться перед павильоном. Мы предоставляем финансирование, удобную транспортную логистику, проживание, питание и пр. Из регионального бюджета на эти цели выделено 187 млн рублей.
Участники и эксперты будут проживать в четырех гостиницах Москвы и области.
— Сколько их ожидается?
— Предполагаем, что около 2,5 тыс. И порядка 4 тыс. зрителей. Среди которых зевак будет мало. Приедет бизнес, промышленники, предприниматели. Где, как не здесь, работодатели смогут отобрать лучшие молодые кадры для своих компаний?! Соберутся мастера высокого класса, которые уже стали победителями предварительных отборочных туров в своих регионах.
— Престижно победить в таком представительном чемпионате. А престижно ли его принять? Мне кажется, трата бюджетных денег…
— За право принятия чемпионата еще надо было побороться! Главное, система среднего профобразования в регионе сегодня к грандиозному мероприятию вполне готова. Московская область в этом движении выставляет своих воспитанников уже четвертый год. А в минувшем году наша команда была в Бразилии, где предложила единственную в мире компетенцию — сервис на воздушном транспорте. В ней, конечно, мы стали победителями.
— Не знал о таких успехах...
— Трудно было изменить отношение бизнеса — Торгово-промышленной палаты, Союза промышленников и предпринимателей — к среднему профобразованию в Подмосковье, получить с их стороны поддержку. Ведь для подготовки хорошего специалиста необходима соответствующая материально-техническая база. Благодаря проектам, победам и участию в прошлом году на 186 млн рублей оснастили современным оборудованием колледжи и техникумы. Кроме того, 59 млн получили от участия в различных федеральных проектах.
— Каковы шансы на успех у подмосковных участников?
— Когда мы начинали, четыре года назад, у нас было 6 призеров. Потом 15, в прошлом году уже 18 победителей. Думается, есть серьезные шансы на победы и пьедесталы и сейчас.
— Что собой представляет нынешняя система профобразования региона?
— Подмосковная сеть профтехобразования расположена так, что охватывает 54 муниципалитета. Под наше крыло перешли учебные заведения с федерального уровня, областных минсельхоза и минстроя. С работодателями заключено 270 соглашений социального партнерства и 30 — частно-государственного. В том числе с такими гигантами, как аэропорты «Шереметьево», «Домодедово», МОЭСК, предприятиями оборонно-промышленного комплекса. На днях к нам приезжали представители Германии, чтобы перенять уже наш опыт.
В идеале необходимо, чтобы 50% времени учащийся находился на обучении, «грыз гранит науки», а 50% — на производственной практике. Каждый колледж должен иметь партнера в лице работодателя. Студент, учащийся вправе знать, где он будет проходить практику, куда пойдет работать и на какую зарплату.
— Бытует мнение, что система профобразования в стране потеряна за годы перестройки. В Подмосковье, наверное, тоже во многом приходится начинать с нуля?
— Московская область — это модель России. Все проблемы, которые встречаются в стране, есть и у нас. Говорить, что в регионе все идеально, конечно, нельзя. Как я уже сказала, у нас 49 колледжей и техникумов, в них получают профессию и среднее образование 55 тыс. человек.
У каждого учреждения должно быть свое предприятие, которое сотрудничает с колледжем. Если мы будем просто учить всех подряд, а востребованности не будет… Это мы уже проходили. Увеличение количества колледжей — это не развитие. Развитие — когда мы человеку даем специальность и рабочее место. Профессиональное образование должно включать в себя не только учебу, но и карьеру, и признание.
Справка "МК"
Сегодня в области проживает 1,2 млн. детей от 0 до 23 лет. 720 тыс. обучаются в школах, 360 тыс. посещают детские сады. Уже практически 1,1 млн. Если добавить тех, кто служит в армии, обучается в вузах и колледжах, то «неохваченной», праздно шатающейся молодежи в регионе практически нет.