Конфликт интересов возник в 2013 г., когда в Одинцове в торжественной обстановке открыли платную дорогу «Северный объезд» — в обход города.
«Интерес» у жителей трех элитных домов квартала «Отрадное» на улице Маршала Бирюзова заключался в том, чтобы обнести свою территорию забором, где надо, поставить шлагбаумы и ворота. В общем, чтоб чужие по их земле не ходили и не ездили.
Интерес жителей соседней ул. Верхнее Отрадное состоял в прямо противоположном: они хотели (и хотят по сей день) пользоваться территорией нового жилого квартала для выезда на ул. Бирюзова.
И вот почему. До появления платной объездной трассы из города по Красногорскому шоссе они свободно выезжали на свою улицу. По этому пути от Маршала Бирюзова до Верхнего Отрадного около 100 метров. А Бирюзова — одна из основных артерий города, по ней можно попасть в любую точку — в магазины, офисы или в поликлинику.
Еще перед началом строительства платной трассы на публичных слушаниях народу объявили, что левый поворот из города (с ул. Бирюзова) на Красногорское шоссе и далее на Верхнее Отрадное закроют раз и навсегда. Оно станет односторонним.
— Как же нам тогда попасть домой? — волновались жители. — Другого-то пути нет!
— Дорогу мы пустим рядом с новым кварталом «Отрадное», — успокоили их проектировщики и инвесторы. — Те же самые 100 метров — и вы у себя дома. Даже удобнее, чем раньше! Вот она на проекте.
Действительно, дорога была и до сих пор есть в чертежах, заверенных во всех городских и областных инстанциях.
Но как только платная трасса в торжественной обстановке вступила в строй и дорожники закрыли левый поворот с ул. Маршала Бирюзова на Красногорское шоссе, новоселы квартала «Отрадное» с одной стороны сквозного проезда (с ул. Бирюзова) поставили шлагбаум. А с другой, с Верхнего Отрадного, — ворота. Не проехать и даже не пройти пешком, чтобы попасть в город, где магазины, рабочие места, пр.
Нужно сказать, что ул. Верхнее Отрадное (бывший поселок) старше Одинцова, существует еще с дореволюционных времен. Многие жильцы получали здесь дома и участки по наследству из поколения в поколение. Сейчас здесь около 50 частных домов, в них проживает более 200 человек.
Связь с городом у них была только через Красногорское шоссе, сегодня улица полностью изолирована от Одинцова и его социальной инфраструктуры.
Чтобы из города попасть на Верхнее Отрадное с Бирюзова, теперь следует поворачивать направо, на платный участок объездного шоссе, километра три ехать в обратную сторону. На Подушкинской развязке развернуться в обратную сторону, проехать еще километров пять, где еще одна развязка, Успенская. А уже потом и только потом можно добраться до ул. Верхнее Отрадное. Приехать туда, откуда стартовали. Словом, чтобы попасть из городского магазина или вечером после работы домой, вместо прежних 100 метров жители делают крюк… 12 км!
Две маленькие радости в этой жизни. Участок платной трассы от одной развязки до другой пока что бесплатный. И, как правило, без пробок и заторов.
Но наш народ ученый, знает, что все в этом мире относительно. Когда в Москве пустили 3-е транспортное кольцо, движение одно время тоже было свободным. А сегодня какие там собираются пробки? К тому же никто не мешает чиновникам сделать пока еще бесплатный кусок трассы платным. «Может статься, — говорят жители, — что вечером с работы мы вообще не попадем домой».
В общем, жители Верхнего Отрадного оказались начисто отрезаны от Одинцова! Хотя являются его жителями и аккуратно платят налоги в местную казну, в том числе земельные. Между прочим, за участок в 20 соток — около 60 тыс. рублей.
Когда три года назад (перед выборами губернатора МО) об этих неудобствах узнал Андрей Воробьев, он приехал в Одинцово. Андрей Юрьевич и сопровождающие его лица — Росавтодор, Минтранс, ГИБДД, архитектура, пр. — встретились с жителями ул. Верхнее Отрадное, которые с ходу пожаловались, что «скорая помощь» едет по вызову на эту улицу уже не 100 метров, как раньше, а 12 км. Бывает, приезжает, когда помощь оказывать поздно, пациент скорее мертв, чем жив. Частники в постоянном страхе из-за пожаров. Ведь и брандмейстеры будут добираться по развязкам, а «красный петух» ждать не будет. Жаловались старики, у которых нет «железных коней». Напрямую им теперь идти в поликлинику или в госпиталь (они на ул. Бирюзова) около 3 км. Калитка квартала «Отрадное» со стороны Верхнего Отрадного, как правило, закрыта. Ее открывают лишь изредка, чтобы выпустить пар, когда страсти накаляются до предела. Жаловались и молодые родители. Привезти ребенка из одинцовской школы домой или из детсада — лишних 12 км отмотай. Забрать его вечером из спортивной секции или кружка — снова 12 км! Некоторые городские чиновники даже советовали обитателям анклава, чтобы не колесить «восьмерки» на скоростной трассе, выезжать на Красногорское шоссе и ехать по встречке. Это вообще нонсенс!..
Андрей Воробьев тогда дал поручение разрешить с ул. Маршала Бирюзова поворот налево, на Красногорское шоссе. Вернуть трассу в двухстороннее движение. Но радость была недолгой. С 2014 г., когда главой Одинцовского района стал Андрей Иванов, жители Верхнего Отрадного снова стали ездить «в Ригу через Горловку», делая крюк в 12 км!
— Три года мы боремся за то, чтобы квартал «Отрадное» снял шлагбаум и ворота, чтобы мы могли проезжать по сквозному проезду, который в проекте, — рассказывает руководитель инициативной группы Марина Квалдыкова. — Все нас поддерживают. Минтранс РФ, прокуратура, Росимущество, Госадмтехнадзор по Московской области. Все издают предписания в адрес городских властей снять заграждения. Но они, сами видите, стоят…
А теперь о главном. Квартал «Отрадное» — это три элитных многоквартирных дома рядом с лесом, где живут, как утверждают местные жители, сотрудники районной и городской администрации, их дети и родственники. Сами себе они создали комфортные условия, оградились от города, которым управляют, шлагбаумами и воротами.
По большому счету, если открыть сквозной проезд для соседней улицы, то количество машин на территории квартала увеличится штук на 30. В самом квартале их много больше, ведь тут на первых этажах домов разные офисы и магазины. Проезжающие авто с Верхнего Отрадного никак не повлияют на покой элитных жильцов.
Но воз, что называется, и ныне там.
Мне показывают толстую папку документов — переписку жителей с разными ведомствами. В феврале нынешнего года зампрокурора города г-жа Дякова признает, что сквозной проезд отсутствует и что самовольное перекрытие движения недопустимо. Та же самая информация и в ответе из Минтранса России. Более того, там отмечается, что по законодательству внутренняя дорожная сеть города не должна связываться через федеральные трассы, обязательно должна быть альтернатива. Но и это предписание в адрес тогдашнего зампреда правительства МО Петра Иванова остается невыполненным.
— Мы уже через органы Росимущества начали оформлять платный сервитут по сквозному проезду, — говорит Марина. — Это дешевле, чем петлять по объездному шоссе 12 км. Сделали кадастр, Росимущество нам активно помогало. Но в последнее время все инстанции, которые были на нашей стороне, вдруг потеряли к нам интерес, поостыли. Может, кто-то повлиял? Не знаю почему, но помощи от них не видим…
Инициативная группа, которая борется за права своей улицы, считает, что жители квартала «Отрадное» оформляют земельный участок под домами (он находится в федеральной собственности!) в аренду и затем в придомовую территорию. Если им удастся провернуть такое дельце, то о сквозном проезде можно будет забыть…
Еще они добавляют, что ситуацией в Одинцове, в отсутствии реакции властей, заинтересовались оппозиционные партии и движения. Дело в том, что в квартале «Отрадное» за шлагбаумами и воротами большей частью живут члены партии «Единая Россия». И их сопротивление в данном вопросе как нельзя лучше характеризует отношение к рядовым избирателям. В год выборов депутатов Госдумы и Мособлдумы такое противостояние вряд ли добавит авторитета партии власти.