Разделяй мусор и властвуй

Отечественные персонажи привыкли валить все в кучу

К чертам русского национального характера, отмечают эксперты, не относится щепетильность. Поэтому раздельный сбор мусора, принятый экологическими программами всего мира, — увы, не наша тема. В русских сказках не встречаются Золушки, которые выбирают чечевицу из гороха. Напротив, отечественные персонажи привыкли валить все в кучу или разбрасываться (не только добром, но и... костями). Помните царевну-лягушку? Поэтому отсутствие на территории Подмосковья экологической программы по раздельному сбору бытовых отходов никого не удивляет. Чего вы хотите? Менталитет. И все же очевидность грядущей мусорной катастрофы заставляет волонтеров и чиновников в отдельных муниципалитетах Московии создавать свои инициативы, борясь за чистоту. Давайте оценим ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день в регионе.

Отечественные персонажи привыкли валить все в кучу

СКОЛЬКО В ПОДМОСКОВЬЕ «СЛОНОВ»?

Каждый год жители Москвы и Московской области выбрасывают 11 миллионов тонн мусора. Как оценить, много это или мало? Представим объем отходов в слонах. Получится, что мы порождаем и хороним до двух миллионов слонов в год — на кладбищах, которые находятся в Московии. А в целом расстановка сил в регионе такая:

— 90% отходов Московского региона отправляется на свалки Подмосковья;

— 4% отходов перерабатывается;

— 6% отходов сжигается, загрязняя воздух ядовитыми выбросами.

Каждый год объем мусора растет, требуя создания новых свалок. Уже сегодня полигоны в Московской области занимают площадь в 15 квадратных километров. Сколько это? Это чуть меньше площади внутри Садового кольца Москвы. Если не решать проблему мусорного коллапса в Московской области, то ежегодно под свалки придется выделять территорию, равную 48 Красным площадям.

Власти Москвы и Московской области до сих пор не определились, как им решать проблему мусорного коллапса. В ближайшее время они будут вынуждены пересмотреть программу по обращению с отходами. Чтобы помочь чиновникам выбрать оптимальный путь, Гринпис рассчитал различные сценарии решения мусорной проблемы на 15 лет вперед. Согласно этим расчетам, в 2030 году будет захоронено 15 миллионов тонн мусора (если будут работать только свалки). Если построить мусоросжигательные заводы, то захоронить удастся только 10 миллионов тонн. А если ввести раздельный сбор и переработку отходов, на полигонах будет предано земле всего 3 миллиона тонн мусора. Фактически, если начать прямо сейчас перерабатывать мусор, к 2030 году можно ежегодно сохранять территорию, равную по площади почти двум паркам Горького.

ОПЫТ РОССИИ

По словам организатора движения «Раздельный сбор» в Москве Валерии Коростелевой, в России уже появились удачные примеры организации сортировочных приемных пунктов. Равняться стоит на Оренбург, Екатеринбург и Петрозаводск. В этих городах существует двухконтейнерная система сбора отходов. В контейнеры рыжего цвета жители выбрасывают вторсырье — тару и бумагу, а в обычные, черные, все остальное. Вторсырье отправляется потом на сортировочные линии и прессуется по видам. А далее идет на различные заводы по переработке отходов, которые, как выясняется, не всегда загружены на полные мощности. В Интернете даже есть сайт биржи вторсырья, где можно в онлайн-режиме узнать, на каких заводах простаивают мощности, а какие, напротив, перезагружены.

В Подмосковье тоже есть заводы по переработке отходов. В Солнечногорске, например, работает завод по переработке пластиковых бутылок. В Дмитровском, Одинцовском и Подольском районах принимают так называемый смешанный пластик, из которого делают черепицу и тротуарную плитку. В Ногинске и Раменском находятся заводы по переработке бумаги. На выходе получается туалетная бумага, салфетки, бумажные полотенца. В Электростали переплавляют жесть. Однако эти «гиганты» перерабатывают материал, который поставляют им оптом — как правило, предприятия и организации, где накопилось очень много вторсырья.

А вот пунктов приема вторсырья от населения, к сожалению, в Подмосковье почти нет. Нет системы и связи между сборными пунктами и переработкой, как это было в советское время. Лишь отдельные энтузиасты из движения «Раздельный сбор» вместе с активистами Гринписа в Опалихе, Красногорске, Жуковском, Долгопрудном и Ивантеевке пытаются наладить процесс раздельного сбора — здесь они добились согласия муниципальных властей перечислять средства специализированным компаниям, которые включили в свое обслуживание и уличные разноцветные контейнеры.

По мнению экспертов, бизнес в сфере вторсырья может быть прибыльным, поскольку не требует колоссальных затрат. Например, одна линия по переработке пластика стоит всего-навсего 500 тысяч рублей. Возможности переработки поражают: начиная от полной переработки «боттл ин боттл», когда из старой бутылки получаешь новую, от изготовления гранул для самых разнообразных пластмассовых изделий — и кончая выпуском флисовых курток и белья, которые нынче в моде.

Кстати, в советскую эпоху была сделана неплохая попытка ввести раздельный сбор. И речь идет не только о сборе металлолома и макулатуры, но и о пищевых отходах. «Помню, как еще в моем детстве, 20 лет назад, в домах через этаж рядом с мусоропроводами стояли баки для пищевых отходов, — вспоминает жительница Балашихи Оксана Журавина. — Нам говорили, что эти продукты отправляют в совхозы на корм скоту. Однако потом эта идея была признана не совсем удачной, потому что тщательной сервировки этих отходов никто не вел, и среди съедобных компонентов попадались куски стекла и другие острые предметы».

ИНИЦИАТИВА ОБЛАСТИ

В прошлом году губернатор Московской области согласовал планы по строительству 15 мусоросжигательных заводов в Московской области. По мнению членов экологической организации Гринпис, «это беда страшная».

Гринпис обратился в Генеральную прокуратуру и Федеральную антимонопольную службу с просьбой провести проверку действий губернатора, подписавшего меморандум о строительстве в регионе мусоросжигательных заводов.

В заявлениях Гринпис в прокуратуру и ФАС указывается, что власти Московии самовольно определили основной метод обращения с отходами — сжигание. Действующим же законом об отходах установлено, что приоритетным методом должен быть раздельный сбор и переработка отходов в полезную продукцию. Губернатор, по мнению международных экологов, это требование проигнорировал и без каких бы то ни было открытых обсуждений и исследований выбрал наиболее дорогую и экологически опасную технологию, которую лоббирует японская корпорация.

При сжигании отходов в воздух попадают крайне опасные вещества, такие как диоксины и тяжелые металлы. Даже самые дорогие из существующих в мире систем очистки не в состоянии полностью уловить все ядовитые соединения. Большинство этих веществ имеют способность накапливаться в организме и могут отравлять его годами, приводя к изменениям работы иммунной и репродуктивной систем. По данным научных исследований, для диоксинов не существует «порога действия», они способны спровоцировать рак даже в ничтожных концентрациях. Долгосрочное действие диоксинов на организм человека сравнимо с действием ВИЧ. Они подрывают и иммунную систему человека, что в результате может привести к смерти от более простого заболевания.

Впрочем, группа отечественных ученых под научным руководством кандидата технических наук, заведующего кафедрой Московской государственной академии водного транспорта Романа Дзержинского уже запатентовала современную технологию газогенераторной переработки мусора при температуре 1250 градусов (а не 900, как в обычных установках). Принципиальным отличием этой разработки является то, что смесь бытового мусора попадает в топку, где твердые частицы превращаются в полезный генераторный газ (а не в канцерогенный выхлоп), который можно использовать в работе, например, котельных или для обогрева теплиц. Подобная технология полностью уничтожает диоксины и фураны, с которыми не могут справиться другие методы обработки мусора. То есть это не простое сгорание, а термохимическая реакция с образованием генераторного газа, который можно использовать для нужд ЖКХ.

Почему бы именно Подмосковью, которое буквально тонет в мусоре, не стать полигоном для вот таких отечественных уникальных проектов, аналогов которым нет в мире.

А КАК У НИХ?

Разные страны проблему раздельного сбора мусора решают по-своему. Например, в Калифорнии (США) во дворах домов установлены два вида контейнеров: синие и черные. Синие — для мусора, который годится в переработку, черные — для всего остального. В Австрии размещают четыре вида контейнеров: для пластика, бумаги, металла и стекла. В Швейцарии у жителей есть право не сортировать мусор. Но тогда они вынуждены покупать в специализированных магазинах особые и очень дорогие пакеты для выброса «сборной солянки». А для тех, кто согласен сортировать свой мусор, установлены контейнеры с несколькими фракциями. В Германии существует бесплатный доступ только к контейнерам для раздельного сбора. Если жители не хотят сортировать свой мусор, а готовы «валить все в кучу», для этого существуют платные контейнеры на электронном замке. Ключ — у жильца каждого близлежащего дома. Заплатил — закинул.

В Финляндии экологам удалось эффектно мотивировать людей на раздельный выброс мусора. Пункты сбора пластиковых бутылок и бумажных отходов размещаются у входов в крупные торговые центры. Сдавая тару, ты получаешь купон на скидку в этом магазине.

Как видим, изобретательности экологов нет предела. А ведь все гениальное просто. Нужно только выработать в себе привычку «мусорить с умом».

Почему так нельзя сделать в России? Почему население исключено из этого процесса? Принято говорить о своеобразном менталитете и низкой культуре россиян. Но это разговоры для бедных. В сборку и переработку мусора на разных уровнях надо вкладывать деньги, а до недавних пор наше государство не субсидировало такие проекты. Власти должны думать о том, как материально заинтересовать людей, предпринимателей и производителей, чтобы они все дружно и активно занимались решением мусорной проблемы в поселке, городе, районе, регионе, стране. Начиная от расстановки раздельных контейнеров, конкретной помощи в размножении мелких пунктов сбора вторсырья и недорогих линий по переработке — и кончая строительством крупных мусороперерабатывающих заводов и комплексов.

И ситуация, кажется, обещает сдвинуться с мертвой точки. Буквально на днях министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган заявил: «Необходимо создать такую модель, которая бы стимулировала и жильцов, и коммунальщиков сортировать мусор уже на начальном этапе. Тариф для тех, кто занимается раздельным сбором мусора, должен быть снижен на 20–25 процентов. В этом заинтересованы предприятия ЖКХ, которые должны увидеть свою выгоду и будут стимулировать первичную сортировку». К слову, тариф за вывоз бытовых отходов будет устанавливаться государством и перейдет в отдельную строку квитанции с 1 января 2017 года.

По новому закону во всех субъектах Федерации должен появиться региональный оператор, который будет отвечать за весь процесс обращения с отходами, для чего уже в этом году в Подмосковье будет сформирован кадастр отходов: до 1 марта все предприятия и организации, образующие отходы, обязаны подать соответствующие сведения в областное министерство экологии и природопользования.

«Мы должны знать, где, в каких объемах формируются отходы, куда их необходимо везти, где перерабатывать, оценить глубину переработки. На основе поступивших данных будет разработана территориальная схема обращения с отходами. Расчет обоснованного коммунального тарифа будет производиться только после проведения кропотливой работы с поступившей информацией», — сказал министр.

Стоит ли расценивать такие заявления так, что власти выбирают трудный, но самый безопасный и цивилизованный способ избавиться от мусора — его переработку? Поживем — увидим. И если это так — обязательно примем участие. Наш интерес — в голове и в кармане.

Справка "МК"

Пока же в Подмосковье крайне мало пунктов сбора вторсырья. Где они находятся и как существуют, видно в нашем обзоре:

Пункты сбора стеклотары

КОЛИЧЕСТВО В ПОДМОСКОВЬЕ

Более 100

РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА СКУПКИ

3 рубля за бутылку

ГДЕ ПЕРЕРАБАТЫВАЮТ

Клин, Дмитров, Сергиев Посад, Солнечногорск

ПРИМЕЧАТЕЛЬНО

Чаще всего граждане сдают в пункты приема стеклотары пивные и водочные бутылки. В приемных пунктах сдаваемую стеклотару делят на две категории: цельную и стеклобой. Особое внимание приемщик уделяет горлышку стеклотары: наличие даже незначительных сколов автоматически направляет тару во вторую категорию. А это, в свою очередь, ведет к снижению стоимости тары. Дело в том, что если стеклобой сразу отправляют на переплавку, то цельную стеклотару отправляют на консервный завод для повторного использования. Отметим, что в приемных пунктах большой популярностью пользуются цельные банки емкостью 1 л и 3 л. Обычно их выкупают граждане для консервации.

Пункты сбора пластика

КОЛИЧЕСТВО В ПОДМОСКОВЬЕ

около 15

РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА

500 рублей за 100 кг (это минимальный объем, который можно сдать)

ГДЕ ПЕРЕРАБАТЫВАЮТ

Павловский Посад

ПРИМЕЧАТЕЛЬНО

Подсчитано, что из одного килограмма пластмассовых отходов получается 800 г вторичного сырья. Таким образом, вторичное использование этого материала дает возможность решить сразу две проблемы — его безопасной утилизации и экономии ресурсов для дальнейшего производства.

Пункты сбора макулатуры

КОЛИЧЕСТВО В ПОДМОСКОВЬЕ

Более 50

РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА

2 рубля за 1 кг

ГДЕ ПЕРЕРАБАТЫВАЮТ

Ногинск, Раменское

ПРИМЕЧАТЕЛЬНО

Основная часть макулатуры в России (до 75%) используется для производства туалетной бумаги и картона. Остальная часть используется в производстве кровельных материалов.

Пункты сбора лома

КОЛИЧЕСТВО В ПОДМОСКОВЬЕ

Более 10

РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА

6 тысяч рублей за тонну

ГДЕ ПЕРЕРАБАТЫВАЮТ

ПРИМЕЧАТЕЛЬНО

Основная проблема этой отрасли — отсутствие сбыта. Внутри страны не так активно ведется строительство железных дорог, мостов и зданий, где требуются металлоконструкции.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27057 от 18 марта 2016

Заголовок в газете: Разделяй и властвуй

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру