«МК» удалось дозвониться до Инны Михайловны и узнать, каково ее мнение о готовящемся событии. Как выяснилось, макет памятника заслуженный художник России Александр Рожников с ней уже согласовал.
- Инна Михайловна, как вы отнеслись к этой идее — установить памятник вашей героине?
- Я была поражена. Я вообще не представляю, как может чувствовать себя человек, которому сообщили, что хотят изваять его скульптуру. Мне очень лестно, что героиня фильма настолько поразила и скульптора, и главу района. Мы успели пообщаться несколько раз, это оказались очень трогательные люди. Люди, которые думают о районе и заботятся о нем. Они подарили мне два альбома с видами Люберец, а я подарила им книгу с фотографиями из фильмов, в которых была задействована. Думаю, они помогут художнику немножко поправить эскиз и добавить сходства.
- На ваш взгляд, он требует доработки?
- Уж очень я стройна получилась! И слишком хороша собой. Мне кажется, нужно убрать эти комплименты.
- Вы обнаружили «десять отличий»?
- Честно говоря, я приглядывалась и не узнавала себя. Слишком точеная фигура, некоторые черты, на мой взгляд, приукрашены...
- А в целом эскиз вам понравился?
- Да, безусловно. Скульптор запечатлел даже кошечку. У моей героини ее не было, но сама я обожаю животных, не могу смотреть на них равнодушно даже по телевизору. У меня когда-то жили две кошечки, Маша и Глаша, и когда они ушли, я долго переживала. Поэтому фигура котенка, думаю, вполне уместна в скульптурной композиции.
- Что значит для вас самой роль Паши Строгановой? Она любимая, знаковая, символичная?...
- Этот сценарий мой муж писал для меня. Можно сказать, что в какой-то степени эта роль биографична. Сюжет фильма рассказывает о простой девчонке, скромной ткачихе из маленького городка Речинска. Но ей довелось сыграть незаурядную личность - Жанну ДАрк. Я давно мечтала о роли этой легендарной женщины. И для Глеба Орлеанская дева - любимый персонаж. В итоге, в фильме воплотилась наша общая мечта. Надеюсь, что мне удалось передать эту мысль: Жанна гораздо ближе нам, чем кажется. Здесь можно вспомнить стихи Миши Светлова:
Наши девушки, ремешком
Подпоясывая шинели,
С песней падали под ножом,
На высоких кострах горели.
Так же колокол ровно бил,
Затихая у барабана...
В каждом братстве больших могил
Похоронена наша Жанна.
- Расскажите, как прошло ваше детство в поселке Коренево Люберецкого района? Вы переехали в Подмосковье из Башкирской АССР, когда вам исполнилось всего лишь 3 года. Каким вам запомнилось это время?
- Оно было очень беззаботным, ярким и вольным! Помню, как мы ловили майских жуков и складывали их в коробочки. Так было здорово! Какая-то радость невероятная. С тех пор я больше не видела майских жуков.
- У вас были домашние животные?
- Да, поросенок Борька. Он был такой чистенький, розовый, с белесой щетинкой... Он мне казался самым красивым на свете и я не понимала, как можно относится к такому существу как к потенциальной свинине. Как можно считать свиней грязными... Мой Борька был очень чистоплотным животным, а главное послушным и умным. Я постоянно его «причесывала» щеткой и кормила.
- Где работали ваши родители в Коренево?
- Папа — специалистом в Министерстве сельского хозяйства. Мама лаборанткой в НИИ картофельного хозяйства. Работала очень упорно, что позволило ей в дальнейшем защитить диссертацию и стать профессором. Мне было, наверное, годика три, и я приходила к ней на работу. Помню, как мамина коллега из варежки сделала куколку и подарила мне. Как же я ее любила! Другими игрушками для меня были цветные карандаши. С ними моя фантазия буйствовала — я придумывала им разные роли. Розовый карандаш — это принцесса, голубой — принц, а темно-синий — это король. Сейчас у детей нет проблем во что поиграть. Но на мой взгляд, богатство игрушек пришибает фантазию, убивает воображение, которое может очень пригодиться для творческой реализации в дальнейшем.
- А на Новый год вам не дарили игрушки?
- Мне всегда дарили карандаши. Первую куклу, голыша, моя мама привезла мне из Ленинграда, когда мне было лет пять. Новый год, конечно, всегда был самым волшебным праздником. Мама поздравляла меня в одно и то же время — без пятнадцати девять. Она пряталась за кровать, била ножом по миске и кричала «Новый год настал!». Я подбегала к елке и находила под ней валенки, полные мандаринов и конфет. Особыми праздниками я считаю дни, когда показывали кино в Коренево. Клуб, лавки, белая простыня вместо экрана и постоянное «Т-р-р-р» — после этого был перерыв, нужно было пленку перематывать. Уже тогда мне хотелось, чтобы судьба моя была связана с этим «тррр».
- По всему миру немало памятников, которые имеют для людей особый сакральный смысл, и граждане даже готовы проводить с ними различные ритуалы. Памятник Никулину, скульптуры на станции метро Площадь революции... А вдруг из вашего памятника сделают какой-нибудь культовый объект?
- Как вы могли заметить на эскизе, там есть еще и стул. Предполагается, что на него будут садиться люди для фотосессии. Было бы замечательно, если бы это были дети. Но даже если какой-нибудь не совсем трезвый мужчина сядет, тоже ничего страшного. Я подумала, вот бы через этот стул можно было передать человеку веру в свои силы. Ведь настоящее кино делает переворот в нашей душе. Когда у героя фильма получилось исполнить заветную мечту, это дает стимул зрителю тоже не сдаваться, добиваясь своих целей. Он станет думать: «Почему же я отступлю? Нет, нужно идти дальше». Саша Галин, известный драматург, у которого я сыграла в фильме «Плащ Казановы», как-то разоткровенничался и сказал мне, что поверить в свои силы ему помог фильм «Начало». Он посмотрел его, когда работал в провинциальном кукольном театре. И это послужило толчком к его переезду в Москву.
- Но очень часто так случается, что непоколебимая вера в свои силы все равно не помогает достичь нужного результата. Сколько упорных, целеустремленных оптимистов так и не дошли до своей цели, надломились и не исполнили заветную мечту. Может счастье — удел избранных?
- Конечно, ангел должен хранить талант человека. Ведь талант может быть робким, несмелым. Поэтому так важно, чтобы люди были чуткими друг к другу. Умели друг друга ценить.