На социальном самочувствии населения Московской области — а этот фактор имеет определяющее значение для подсчета баллов в рейтинге губернаторов — сказалось несколько громких скандалов, разразившихся в Московской области.
Председатель Фонда развития гражданского общества, политолог Константин Костин в первую очередь выделяет трагедию в Красногорске. По его мнению, все, что связано с красногорским стрелком, в том числе и коррупционная составляющая, больно бьет по репутации региональной власти. Хотя Костин считает, что винить во всем Воробьева нельзя. Проблемы ему достались по наследству. Еще одна острая проблема — резкий рост в условиях кризиса количества обманутых дольщиков. Так, только у обанкротившегося СУ-155 их несколько тысяч.
По мнению Валерия Рашкина, депутата Госдумы РФ от КПРФ, на уровень доверия населения к губернатору повлияло еще несколько факторов: социальная политика правительства Московской области и массовая жилая застройка вопреки протестам местных жителей. Что же касается громких скандалов во время муниципальных выборов, которые проходили в 2015 году, тут оба политика сошлись во мнении: допускать ситуации, когда на избирательных участках происходят криминальные разборки, а кандидатов снимают с выборов накануне окончания избирательной кампании, — нельзя. Все это не прибавляет баллов главе области.
«Социальная обстановка в Московской области постоянно ухудшается, — говорит депутат Валерий Рашкин. — Это и лишение льгот на бесплатный проезд по Москве для подмосковных пенсионеров, и значительная разница в социальных пособиях, пенсиях. Это всегда было единое социально-экономическое пространство. В любой семье есть родственники, проживающие как в столице, так и в области, поэтому люди прекрасно знают, кто сколько получает, сколько платит за услуги ЖКХ. Увы, это сравнение не в пользу подмосковных чиновников. Второе, что могло существенно повлиять на рейтинг Воробьева, — это совершенно непрозрачные земельные отношения. То, как выделяются участки под многоэтажную застройку вопреки мнению местных жителей, как уничтожаются сельхозугодья в угоду строительным олигархам, — все это в очень невыгодном свете демонстрирует отношение региональной власти к своим жителям. Посмотрите, с одной стороны, мы говорим о том, что наша страна должна обеспечить продуктовую безопасность, развивать сельское хозяйство, а с другой — люди видят, как в Подмосковье застраиваются последние поля и луга. Там, где еще вчера паслись коровы и росла морковка, капуста, сегодня уже работает строительная техника и появляются новые микрорайоны. Люди же не дураки, они все видят и понимают, как и кто получает разрешение на строительство, что многие строительные компании аффилированы с чиновниками, что за всем этим стоит коррупция. Самый яркий пример — трагедия в Красногорске, но такое могло произойти и в других районах Подмосковья».
А вот сами жители Подмосковья считают, что громкие скандалы, разразившиеся в прошлом году в области, напротив, помогли им решить многие насущные проблемы.
«Буквально через неделю после того, как застрелили замглавы красногорской администрации Юрия Караулова, к нам в Павшинскую пойму нагнали строительной техники и стали благоустраивать дворовые территории, — рассказывает житель этого проблемного микрорайона и наш коллега, журналист «МК» Михаил Зубов. — Благодаря красногорскому стрелку у нас теперь хоть появились парковки, расширили дороги и убрали горы мусора».
А как сам Андрей Воробьев оценивает свои успехи на посту губернатора? Ведь его обращение к жителям должно содержать не только стратегию реформ на будущее, но и отчет о проделанной работе. Недаром же Воробьев соединил оба формата в одном. Итак, каких свершений, с точки зрения руководителя региона, добилась Московская область в прошлом году?
Он сообщил, что в 2015 году в Подмосковье пришел 241 инвестор. Отлично! Учитывая такую точность — вплоть до единицы — можно предположить, каждый из них для экономики области буквально на вес золота. Вот только непонятно, как приход этих инвесторов сказался на простых жителях? И что это им дало? Новые рабочие места или же новую строительную площадку под окнами дома?
Или вот еще одна цитата из Воробьева: «За три года мы построили 55 школ и смогли сократить вторую смену на 11 тыс. человек». Странно, конечно, что в ежегодном отчете используется статистика за три года, но дело даже не в этом, гораздо большее изумление вызывает дальнейший вывод главы области: в 2020 году мы должны покончить со второй сменой в школах, как покончили с очередями в детские сады.
Во-первых, покончить со второй сменой в предыдущих обращениях к народу было обещано в 2018-м, самое позднее 2019 годах. Если срок сместился на год — объясните, почему это произошло. Мы поймем, войдем в положение — все-таки кризис и все такое. Но тут-то совсем другой посыл прослеживается: строили, строим и будем строить, но вторая смена как была, так и есть. Да еще это странное сравнение с очередями в садики. Может, губернатор не в курсе, что детских садиков в Красногорске и Одинцове по-прежнему не хватает. Конечно, в Латошине никаких очередей нет. Так что средняя температура по больнице, как говорил Жванецкий, будет плюс. Но родителям, у которых дети в этом году пошли в школу, так и не дождавшись своей очереди в сад, от этого не легче.
Как всегда, губернатор подробнейшим образом остановился на насущных острых проблемах. Тут ему равных нет — сразу честно рубит правду-матку, все как есть. Треть всех больниц в области требует капремонта. Или вот еще — «у нас более 3000 водных объектов, а по их чистоте мы точно не входим в число лидеров. Более 500 очистных сооружений — это 80% — обветшали, устарели, требуют ремонта».
Да, это жуткая проблема — можно сказать, экологическая катастрофа, особенно учитывая, что на все эти ветхие очистные каждый год ложится новая нагрузка. Московская область — лидер по вводимому жилью. Сдаются миллионы квадратных метров в новостройках. А сколько введено новых очистных станций? Ответ туманен. Фактически он не прозвучал. Вместо этого губернатор сообщил: в 2016 году в Подмосковье необходимо провести (не факт, что она пройдет. — Прим. авт.) полную инвентаризацию очистных сооружений и подготовить комплексную программу их модернизации. Одновременно, добавил он, будет продолжен ремонт и реконструкция коллекторов, которые напрямую влияют на экологию. «Завершим работы по пяти из них, в том числе в Акатове, на котором в прошлом году произошла авария».
Так и хочется ответить: маловато будет. Вот если бы каждому инвестору-застройщику московское областное правительство, прежде чем подписывать разрешение на строительство очередного микрорайона-миллионника, поставило условие — построй или реконструируй очистные, то, глядишь, не было бы никакой проблемы.
Ну а кульминацией этого выступления стал, безусловно, тот момент, когда Воробьев обратился к жителям области с призывом активнее участвовать в публичных слушаниях, так как в 2016 году область должна принять 90% всех градостроительных планов. Поэтому в регионе состоится 5000 публичных слушаний! Честно говоря, этот призыв звучит как издевательство. Жителей не нужно агитировать быть активнее на публичных слушаниях. Их активность зашкаливает, только их никто не слушает. В Московской области идет настоящая война между населением и стройкомплексом. На днях в сетях появилось обращение жителей Московской области в адрес президента страны, где они просят Путина отправить Воробьева в отставку. Авторы обращения считают, что в регионе процветает строительный геноцид, что коренных жителей выдавливают с родных мест. Обвинение очень серьезное, его подписало уже несколько тысяч человек, и сбор подписей продолжается.
В общем, губернатору есть над чем задуматься — времена, когда люди верили любому слову, сказанному высокопоставленным чиновником, по-видимому, уже безвозвратно прошли. Нужно менять формат взаимодействия власти с народом. Впрочем, до следующего обращения к народу у Воробьева еще целый год...