Из чего складывается имидж человека? Одежда, прическа, манеры. То же можно сказать и о городе. Если вы выходите на привокзальной площади и первое, что видите, — это нагромождение торговых палаток, кое-как припаркованные машины и обшарпанные фасады домов, то впечатление о городе складывается негативное. Провинция, думаете вы, и в общем-то будете правы. Другое дело, если город встречает гостей ухоженной и комфортной привокзальной площадью: есть вместительная парковка, понятная навигация, грамотное зонирование — тут общепит и торговые ряды, а там место для встреч, рекреационная зона. И главное, чтобы все здания и постройки выглядели стильно, современно, гармонично сочетались между собой. Многие градоначальники не берутся за благоустройство, потому что такие реформы в городе кажутся им слишком затратными, да и вкуса многим чиновникам не хватает.
«Проект в Химках стал пилотным с точки зрения применения «конструктора благоустройства». Известно, что типовые проекты позволяют добиться экономии бюджетных средств и сокращения сроков. В данном случае мы также можем использовать единые стандарты, но, естественно, типовыми могут быть только технологические решения. Каждый город Московской области имеет свои уникальные особенности, и проекты благоустройства должны отражать историческое и культурное наследие территорий», — рассказывает Михаил Хайкин, главный архитектор Московской области.
Методика «конструктора благоустройства» была разработана подмосковными проектировщиками в 2015 году. Она заключается в том, что с помощью использования типовых проектных инструментов и стандартов, например, выполненных в едином стилевом решении фасадов домов, входных групп, систем навигации и малых архитектурных форм, можно на разных территориях области в довольно сжатые сроки провести полный ребрендинг населенных пунктов.
В «конструктор» входят типовые пешеходные переходы, нестационарные торговые объекты, остановки общественного транспорта и малые архитектурные формы, в том числе системы освещения, скамейки, велопарковки, уличные ограждения, большое значение отводится дизайну поверхности земли. При этом разнообразие облика в разных городах достигается за счет применения различных колористических решений, узоров и их комбинаций. Также были предложены единые стандарты оформления фасадов домов и входных групп (включая стилистические и планировочные требования к вывескам, пандусам, козырькам).
А сколько еще в Подмосковье городов старинных, с уникальной архитектурой, которые изуродованы уличной рекламой? Некоторые дома даже не видно за вывесками, так они облеплены, и каждая из них выполнена в своем стиле, цвете. Создается общее впечатление хаоса. А ведь достаточно просто унифицировать наружную рекламу, сделать ее функциональной, но не броской, и все — эффект будет достигнут.
Другая проблема — благоустройство пристанционных территорий. Тут особое значение необходимо уделять зонированию пешеходного пространства путем дизайна поверхности земли. Для оформления предлагается применение различных материалов покрытий и озеленения в сочетании с графическим узором и малыми архитектурными формами. «Конструктор благоустройства» предлагает использовать различные материалы покрытий: асфальт, разные виды мощения, цветное полимерное покрытие, траву, декоративные злаки, садовые и полевые цветы.
Химки собираются преобразить за два года. Всего будет благоустроено 12 основных улиц. В старой части города: улицы Маяковского и Московская, проспект Мира. В Новых Химках — Юбилейный проспект, на Сходне — улицы Первомайская, Чапаева. В микрорайоне Левый Берег преобразования затронут улицу Библиотечную; в Фирсановке — улицу Московскую: в мкр. Новогорск — ул. Заречную, ул. Соколовскую; в мкр. Подрезково — ул. Центральную, ул. Новозаводскую.
«Архитектурно-художественные проблемы, которые мы будем решать в Химках, общие для всех городов Подмосковья. Сегодня они также переживают положительную смену «имиджа». Зачастую отсутствует единообразие в оформлении инфраструктурных объектов, ограждений. Уличные фонари опутаны висящими проводами, автобусные остановки не имеют удобных информационных носителей и освещения, крупные витрины торговых павильонов не оформлены или, наоборот, заполнены нелепыми вывесками. Городская среда некомфортна для жителей, в том числе из-за дефицита скамеек, велопарковок и велодорожек», — сказал Елянюшкин.