По словам одного из разработчиков проекта, Романа Бердникова, «в следующем году в области будет установлена первичная сеть из 10 зарядных станций. А уже при выявлении потребности в дополнительной инфраструктуре будем увеличивать их количество». Возникает вопрос: зачем?
«Сейчас в столичном регионе действительно образовался замкнутый круг, — объясняет эксперт Владислав Коломоец. — Почему здесь нет электромобилей? Потому что негде их заряжать. Разумеется, вы можете заряжать свой автомобиль от простой розетки в 220 вольт, и за 5–6 часов электрокар будет полностью заряжен, но представьте себе, какой понадобится удлинитель, если вы живете, допустим, на 12-м этаже. А на стандартной зарядной станции аккумулятор зарядится как минимум на 80% уже за 20 минут».
На сегодняшний день, полные уверенности, что это весьма перспективное направление, областные власти пытаются стимулировать спрос на данный экологичный вид транспорта. Владельцы электрокаров уже официально освобождены от транспортного налога. А если провести несложный расчет, то окажется, что 150 километров дорог обойдутся для владельца электрокара в 30 рублей, а для владельца машины на бензиновом двигателе — в 500. Кстати, в Испании и Италии 65% всего общественного транспорта уже «переведены на электричество». Кроме того, в пробках расхода электричества не происходит — двигатель электромобиля на холостых оборотах просто не работает, в отличие от стандартного бензинового двигателя. Экологичность таких авто трудно переоценить. Кстати, в городе Москве для электромобилей отсутствует платная парковка. а в торговых центрах стоянки можно оборудовать блоком солнечных панелей, от которых можно подзарядить электромобиль тоже совершенно бесплатно.
Тем не менее у нас в столичном регионе электроавтобусы мы увидим еще не скоро. Во-первых — это дороговизна самих электромобилей. В Европе само государство субсидирует покупку электромобиля для населения, а это ни много ни мало 6–8 тысяч евро. Во-вторых, относительно небольшой пробег: порядка 80–150 км на полностью заряженном аккумуляторе. Пробег также зависит от стиля вождения водителя и климатических условий эксплуатации. Многие скептики говорят, что электромобили не подходят для российского климата. Наверное, они не знают, что довольно большое количество электромобилей эксплуатируется в Канаде и Финляндии. В-третьих, неразвитая инфраструктура. На сегодняшний день для принятия решения об установке зарядной станции необходимо предоставить в государственные органы большое количество согласительной документации. Еще один фактор — психология потребителей в отношении этого средства транспорта. Большинству людей в России невдомек, что уже существуют автомобили, которые ездят на электричестве и не потребляют бензина. Когда в реальной жизни показываешь им электромобиль и говоришь, что он ездит без бензина вообще, у многих это вызывает шок. Кроме того, процедура доставки, таможенного оформления и постановки на учет вызывает у рядового покупателя много вопросов. На самом деле многие органы сертификации и ГИБДД не знают, как и что делать с таким авто, по какой ставке рассчитывать пошлину, налог и сертификацию.
«С 1 февраля отменяется таможенная пошлина на ввоз электромобиля, а это 19% от стоимости (что не может не радовать), — рассказывает Влад Коломоец. — Но остающиеся налоги все равно увеличивают стоимость электромобиля в 1,5–2 раза. И больше всего это относится к органам сертификации. В некоторых случаях стоимость сертификации равняется стоимости самого электромобиля.