Была клюква для крестьян, которой они излечивались от простуды и всяких хворей, теперь ее нет…
— Куда мы только не обращались с жалобами, — рассказывает Зоя Барановская. — Но все устроено так, что письма возвращаются тем, на кого мы жалуемся. И ничего не меняется.
В деревне утверждают, что в далекие царские времена Костино принадлежало князю Алексею Федоровичу Львову. Он, говорят крестьяне, известен тем, что в порядке эксперимента на целых два года раньше освободил своих подданных от крепостного права — в 1859 г. Но еще более знаменит как автор гимна «Боже, царя храни…»
В общем, в ту дореволюционную пору крестьяне жили не тужили. А их знаменитый барин как зеницу ока охранял природу. Из расположенного в деревне пруда скотина пила воду, ну а зимой «мальчишек радостный народ коньками звучно резал лед» на том самом водоеме. Все было в полной гармонии с природой, матерью нашей.
Чего не скажешь про нынешние времена, хотя по части общественно-политического строя в России ничего не изменилось. Мы, как и в XIX веке, строим капитализм, и даже более того — по Конституции считаемся государством социальным, то есть народным. Вот только на глас народа, на его веское слово чиновники внимания не обращают.
Ну так вот, конфликт в деревне Костино вспыхнул весной минувшего года, когда москвичи-дачники решили на месте древнего болота соорудить хоккейную площадку. Вырубили деревья и кустарник на площади в 6 соток, принялись осушать это самое болото. А болото-то непростое. Во-первых, местные жители спокон веков (еще от князя Львова) собирали там клюкву, чтоб не болеть в зимнюю пору. Тогда ведь лекарств особенно и не было, а сегодня они есть, но не по карману крестьянам. В общем, клюква и сегодня востребована как никогда.
Теперь уже, конечно, ее не собирают. Болото покинули соловьи и дикие утки. К тому же болото подпитывается природными ключами, благодаря чему в деревне имеется единственный противопожарный пруд. Ликвидируй болото — исчезнет и сам пруд.
— Зимой москвичи на нем играли в хоккей, чего же им еще? Им все мало, теперь хотят загубить и наши места обитания, — жалуются в деревне.
Жалуются, понятное дело, не друг дружке в жилетку, а в органы местного самоуправления: в администрации Старорузского поселения и Рузского района. Пишут, что даже по нормативам здесь не может быть никакой хоккейной коробки. Ведь она по правилам должна располагаться на удалении не меньше 100 метров от изб, а будет — в 20–25…
Понятно, что местные чиновники с местными же жителями вступили в активный диалог. Жители напоминают, что при въезде в Костино висит плакат: «Особо охраняемая природная территория: государственный природный заказник «Долина Москвы-реки между деревней Красный Стан и Старониколаево», здесь вообще ничего нельзя строить! К тому же рядом со спортивным объектом живут старые люди, им не до хоккейных баталий, крики фанатов «Шайбу! Шайбу!» будут их беспокоить и нервировать.
Чиновники в ответ за словом в карман тоже не лезут. Приводят пункты из своих постановлений: дескать, органы власти бдительно следят за сохранением природы, и они ни в коем случае не допустят, чтобы кто-то самовольно вырубал деревья и кустарники.
Словом, деревня чиновникам про Фому, а они ей про Ерему.
К примеру, территориальный отдел №31 Росадмтехнадзора по Московской области при выезде на место не выявил никаких пней и прочих следов порубок в Костине. Зато выявил, что никаких разрешений на вырубку деревьев и кустарников в сельском поселении Старорузское не выдавалось. И не могло выдаваться! Ведь Совет депутатов еще в 2008 г. принял строгое положение «О защите зеленых насаждений и восстановлении озеленения...» — о каком ущербе экологии может идти речь?!
Но как тогда понимать такой пассаж: когда деревья и кустарники пошли под топор, на место будущей хоккейной площадки прибыл лично глава сельского поселения Старорузское Григорий Толкачев и торжественно заявил, что теперь эту площадь они поставят на кадастровый номер с последующей его застройкой.
Но это еще не все. Пока одна часть деревни, где живут преимущественно старики, пишет жалобы с требованием прекратить губить природу и строить на болоте хоккейную площадку, другая часть деревни строчит жлобы в те же инстанции. Но не с просьбой запретить, а наоборот… разрешить построить место отдыха, детские и спортивные объекты!
Как так, спросите вы?
А вот так: буквально в сотне метров от древнего болота тянется улица Солнечная Поляна, на которой постоянно живет больше 100 человек и где много детишек. Рядом с Солнечной Поляной есть заброшенный пионерский лагерь с футбольным полем, баскетбольной и волейбольной площадками. Конечно, за десятки лет бесхозности все эти объекты изрядно устарели, но дешевле именно там организовать спортивный и досуговый центр. Выигрыш налицо:
а) не надо осушать болото и вырубать деревья;
б) сохранится противопожарный пруд, единственный в деревне.
По каким-то причинам его не организовывают.
— Странная получается картина, — говорят в деревне. — Когда выбираем губернатора, главу района или сельского поселения, за голосами идут к нам, обещают горы золотые. А после выборов слушают уже не нас, а дачников из Москвы…