Когда подъехали мы, журналисты, вся картина происходящего сильно напоминала военные кадры налета фашистов на деревню, когда те выгоняли из сараев и резали всю дворовую живность.
Фермер Сивак Александр Степанович, положивший десять лет жизни на хозяйство, плакал. Большущий, всегда позитивно настроенный мужик, мирный подмосковный производитель домашних продуктов, плакал, как малый ребенок.
— Они даже супоросных свиней палками бьют, чтобы те не метались по загону! — голос Сивака буквально надорвался.
Мы было кинулись ловить поросят, но фермер остановил нас:
— Пусть, что я сделаю, их все равно некуда гнать, — обреченно машет он рукой.
— Никто их не трогал, не придумывай, — пытается скрасить происходящее деловитого вида мужчина, назвавшийся Олегом Владимировичем Гонтаревым. Тем временем явно не слышавшие его отмазок помощники с палками бросались на очередного очумевшего от всего происходящего поросенка.
5 июня нынешнего года «МК» уже рассказывал об Александре Сиваке, который, по сути дела, в одиночку обрабатывает 700 га пустующей в округе земли, не имея в собственности ни одной сотки. И старую развалившуюся ферму, в которой он организовал крупное фермерское животноводческое хозяйство, он тоже арендовал в течение долгих 10 лет. На ту пору он вынашивал наполеоновские планы: построить коровник на 200 голов и телятник на 300 голов. Но на своей земле. Которую ему долгие годы обещали местные власти.
Ситуация, о которой проведал тогда «МК», начала накаляться еще по весне. Владельцы фермы (компания «Агроинвест»), у которых на нее свои виды, явно к животноводству отношения не имеющие, — отказались продлевать с Александром Степановичем договор аренды. Но как в одночасье перевезти такое большое хозяйство, и главное — куда?
Вместо сна и еды Сивак мотался по судам, тиражировавшим постановления о его выселении с фермы. Научился разбираться в тонкостях судопроизводства, безбоязненно разговаривать с не раз обманувшими его чиновниками. Те прилюдно, иногда даже на телекамеру, множили свои обещания поддержать, а позже про них сразу же забывали.
Тем временем «Агроинвест», у которого, кроме красивого крестьянского названия, ничего аграрного нет, активно расширялся, оформляя в аренду все близлежащие поля.. От 500 голов КРС, доставшихся «Агроинвесту» в наследство от совхоза «Балковский», остались пара десятков дойных коров и нетелей, таковы его успехи в развитии отечественного агропрома. Как заверяют деревенские жители, «хозяйство» за 12 лет бурной деятельности не вскопало ни одной грядки. Все совхозные поля давным-давно поросли быльем, от крупных скотных дворов остались одни развалины. Что не мешало и не мешает «агрофирме» до сих пор прирастать землей.
…После выступления «МК» 20 га земли в долгосрочную аренду фермеру Александру Степановичу Сивуку все-таки оформили — в дело вмешались в том числе и подмосковные власти. Но известно, что процесс оформления занимает не один месяц. Отданная ему земля сплошняком поросла лесом, на выкорчевку и выравнивание тоже ушло немало времени. Он очень спешил, рассчитывая построиться к концу года…
Итог – трагичен. . В результате всех усилий спасти крестьянское хозяйство, на которых весь мир держится, на фоне рассуждений и призывов развивать сельское производство и всячески поддерживать фермерское движение, еще один подмосковный отечественный производитель остался… у разбитого корыта.
— Сейчас вокруг твердят, что скоро приедут вьетнамцы и ферм понастроят, и молоком нас зальют. А нам, русским фермерам, неужто во Вьетнам ехать и там скотину разводить? — Сивак не говорит, кричит, держась за сердце. Вот только сочувствуем ему одни мы, журналисты, предлагая пойти и напиться. Какое еще лекарство в такой ситуации спасет от стресса русского мужика? Но фермер машет рукой: не пью с горя.
Ночью, последовавшей за разорением, фермер позвонил и рассказал, что его не пустили покормить уцелевших свиней, которые забились в один из дальних углов фермы. Там успела опороситься свиноматка, приплод явно обречен. Позднее со стороны фермы послышались выстрелы. Открылась охота на оставшихся без крыши животных и птиц?
***
Фермер Александр Степанович Сивак собственную ферму построить не успел. Он изгнан с земли самым варварским способом. Его хозяйство, за которое он боролся столько лет, разорено за считаные часы.
Сейчас, как нам рассказали деревенские, он пытается собрать птицу и животину по округе. Помогать ему приехали несколько друзей.
Единственный отрадный момент — настроение его резко изменилось:
— Все равно не задавите, я уцелею, и ферму построю, и людей кормить буду! – говорит он.
Конечно, Александру Степановичу Сиваку именно сейчас помощь просто необходима. Ему надо срочно достроить загон на своей земле. Куда-то пристроить на время поросят, гусей, кур, которых удастся собрать после разгона. Соседи-фермеры, просто неравнодушные люди — неужто не протянете руку помощи человеку, трудяге, который попал в беду?
Рассчитывать на поддержку властей, похоже, не приходится. В самый разгар уничтожения приставами фермерского хозяйства нам удалось дозвониться до главы Серпуховского района Александра Шестуна.
— Все идет по закону, — ответил он. — А свободных ферм для животных Сивака у меня нет.