Точной статистики по количеству мигрантов в Подмосковье нет. Собственно, ее не было и раньше, а сегодня и подавно. Дело в том, что с 1 января нынешнего года изменились правила регистрации трудовых мигрантов. Если в течение 90 дней ты не получил патент на работу, то тебя не зарегистрируют ни при каких обстоятельствах. Исключения из правил по существующему закону составляют только те приезжие из СНГ, кто воссоединяется с семьей или учится в московских вузах. В общем, подмосковный регион наводнен гастарбайтерами и беженцами, которые нигде и никак не фигурируют в отчетности.
— Для нас это большая проблема, — комментирует ситуацию зампред комитета по вопросам государственной власти и региональной безопасности Мособлдумы Николай Черкасов.— По нашим прикидкам, таких незаконных мигрантов в регионе около 400 тысяч человек. Поскольку их официально как бы и нет, то они лишены элементарных человеческих прав — на жилье, медобслуживание и пр. Куда им идти и чем заняться? Усложняется криминогенная обстановка. Мы предлагаем для всех незарегистрированных мигрантов объявить амнистию. Чтобы они могли спокойно отметиться в соответствующих центрах. И им будет легче, они не станут прятаться от властей. И мы будем знать, кто где находится и чем промышляет.
Чтобы идти в ногу со временем, депутаты МОД намерены поставить этот вопрос на самый современный уровень: с дактилоскопией (отпечатками пальцев) и со сканированием сетчатки глаза.
Такие меры в нынешних условиях не являются излишними. Сегодня в Россию (понимай, в Москва) едут не только из Средней Азии, но и из Украина последние новости, и даже из Сирия, стран Ближнего Востока. Достоверная информация о каждом приезжем должна находиться в базе данных правоохранительных органов. Если мы высылаем «отловленного» незаконного мигранта из Россия, то снова въехать в нашу страну он может только через 10 лет. Уже известны многочисленные случаи, когда в своей стране, чтобы не ждать 10 лет, он получает паспорт с измененной фамилией и снова оказывается в Москве. А вот с таким серьезным контролем нежелательный гость уже вряд ли пересечет границы нашей родины.
Однако пока мигранты одерживают победу за победой. В регионе всего три «точки», где по прибытии первоначально регистрируют приезжих со всего света: аэропорты «Домодедово», «Внуково» и «Шереметьево». Тут есть хоть какая-то статистика и сведения.
Поезда, автобусы и прочие виды транспорта вообще лишены всякого контроля. Человек прибыл в Белокаменную — и тут же растворился. А таких «человеков» могут быть десятки, а то и сотни тысяч.
Так, в некоторых подмосковных городах во вполне легальных микрорайонах уже есть целые поселения из нелегальных мигрантов. Со своей службой безопасности, примитивными медпунктами, вызовом такси. Даже цены на продукты питания для них (они же!) устанавливают приемлемыми, намного ниже, чем для коренных жителей.
Николай Иванович подчеркивает, что механизм регистрации (амнистии) должен распространяться не на всех чохом нелегалов, он должен носить конкретный, адресный характер.
Словом, жизнь нам бросает новые миграционные вызовы. Их решить путем принятия одного какого-нибудь закона не получится, не все так просто. Предстоит изучить целый комплекс вопросов, скоординировать деятельность различных ведомств. И чем быстрее мы это сделаем, тем лучше.
Ведь в России все больше появляется беженцев из самых настоящих «горячих точек».