Электронный проездной — на первый взгляд, очень выгодная система. Она увеличивает прибыль предприятий на 15–30%. Это за счет прекращения хищений и подделки проездных.
Однако данная система обязывает всех пассажиров перейти на безналичную систему оплаты проезда. А поскольку 50% пользователей общественного транспорта привыкли ездить по разовым билетам, перестраиваться придется именно им. А также самим предприятиям, ведь в области сейчас сложилась неоднозначная ситуация. Есть районы, где любят кондукторов (Чехов, Лыткарино, Озеры). Руководители местных транспортных предприятий долгое время пытались воспитывать своих питомцев и добились взаимопонимания с ними (пресекли воровство). А есть крупные подмосковные города, где пошла на ура турникетная система, как в Балашихе и Химках. Потому что более 90% пассажиров пользуются пластиковыми картами. Особняком стоит третий вариант оплаты проезда, когда нет ни турникета, ни кондуктора. Только валидатор. К нему руководители большинства транспортных предприятий относятся настороженно.
«Наша ментальность все еще позволяет людям обманывать технику, — говорит руководитель по развитию бизнеса компании «Социальные системы» Кирилл Поздняков. — Я полагаю, что система «без кондуктора и без турникета» может работать лишь на малую вместимость, то есть в небольших автобусах, где водитель успевает следить за тем, что происходит в салоне. В противном случае, если не контролировать пассажиров, выручка упадет до 70%, так как люди не станут прикладывать карты к валидаторам».
Что касается турникетной системы, то она, повторюсь, оправдана там, где есть большая насыщенность транспортными картами (льготными и картами «Стрелка»). А в той местности, где по старинке люди предпочитают покупать разовые билеты, преграждающее устройство в автобусе создаст огромную очередь. Люди будут толпиться возле водительской кабины, чтобы купить билет. И тот никак не сможет уложиться в свое расписание, тратя время на продажу билетов.
Впрочем, эту проблему в области почти решили. Проездные на несколько поездок уже ликвидированы. Пропаганда карты «Стрелка» сделала свое дело, и люди постепенно привыкают к пластику. Возможно, в один прекрасный день спрашивать у водителя билетик пассажиры перестанут совсем.
Что же кондукторы? Надобности в них действительно уже нет? «Кондуктор — это человек, который помимо всего прочего следит за салоном и пассажирами, — говорит Кирилл Поздняков. — Он не допустит хулиганских действий. А турникет и валидатор — просто техника. Их можно обойти, перепрыгнуть, подлезть... Как я уже говорил, успех внедрения бескондукторной системы отчасти зависит и от нашей с вами ментальности. Что-то мне подсказывает, что мы еще не готовы к отсутствию этих людей».
Так или иначе монтажные работы по введению бескондукторной системы оплаты в Московии уже начались. Видимо, областное Правительство РФ лучшего мнения о своих гражданах. Параллельно, по данным Министерства транспорта Московской области, идет формирование подменного фонда оборудования на базе всех 43 филиалов Мострансавто, где запустить систему бескондукторной оплаты проезда планируется до конца года. В дальнейшем такие системы могут быть внедрены и у коммерческих перевозчиков.