Эльвира Набиуллина оказалась бессильна против рузских чиновников

Гнобить по-рузски

По упоминаемости в СМИ и с высоких трибун малый бизнес в Россия идет, наверное, сразу за паническими сообщениями о волатильности отечественной валюты. Все то же неослабное внимание властей к этому вопросу, все те же призывы: помогать, развивать, содействовать.

Однако на местах малое предпринимательство чиновники давно превратили в большое.

Гнобить по-рузски

тестовый баннер под заглавное изображение

Кафе «Белый дом» в здании администрации Рузского района как символ малого российского бизнеса сквозняком прошло по всей нашей вертикали власти. Помочь и поддержать предпринимателей — супружескую чету Тетериных — просили видные деятели отечественной культуры: Андрей Эшпай, Эдуард Успенский, Владимир Молчанов, Евгения Симонова, Дмитрий Певцов. Сам Жириновский разразился двумя депутатскими запросами, узнав о притеснениях «Белого дома» — не правительства, конечно, а кафе.

Воз тем не менее и ныне там. С 2016 г. предприниматели, скорее всего, потеряют право аренды.

***

Кафе «Белый дом» площадью 275 кв. м по просьбе главы района Тетерины открыли в далеком 1997 году. Как выяснилось много лет спустя, то был пример частно-государственного партнерства — в 97-м такого термина в нашем лексиконе еще не существовало.

«Белый дом» в том числе славится и своей выпечкой. Пока.

Частное — понятно. Супруги Тетерины продали свою 2-комнатную квартиру в Доме композиторов за 15 тыс. долларов и все до последнего цента вложили в ремонт кафе. Ружане по достоинству оценили преимущества частного над государственным. На обеды в администрацию стали ходить целыми семьями.

А в чем роль государственного?

В заключенном договоре тогдашний глава района (1997 г.) Евгений Куприянов личной властью установил предпринимателям арендную плату не с 275 кв. м, которые занимает кафешка, а с 56: на этом «пятачке» находилось технологическое оборудование, кастрюли и сковородки. Для столь широкого жеста у главы имелись веские причины.

Во-первых, чтобы привести кафе в божеский вид, предприниматели продали свою квартиру. Потом, «Белый дом» в здании администрации — не ресторан в центре города, это совсем другая история, работает по тому же режиму, что и чиновники. В общем и целом набегает 110 дней, самых массовых для посещения, когда на кафе висит тяжелый замок.

По выходным дням Тетерины всей семьей (папа, мама и две дочки) торговали пирогами на рынке — при «своем-то» «Белом доме»!

Уже через три года, с приходом нового главы района, Тетериным назначили арендную плату за всю площадь — 275 «квадратов». Почувствуйте разницу.

Президенту, губернатору, прокурору снова полетели петиции от уважаемых людей страны с просьбой защитить предпринимателей. Налогами душат кафе, в которое ходит перекусить полгорода! Еда вкусная, а цены невысокие!

Супруги Тетерины.

И снова Тетерину стало хуже! Видимо, чтобы полгорода не ходили на тетеринские обеды, в один не совсем прекрасный день посетителям «Белого дома» стало необходимо по паспорту заказывать пропуск в администрацию. Под видом борьбы с терроризмом при входе в холл установили турникеты. Да, нескладно как получилось! Обед с 13 до 14, когда в бюро пропусков... тоже обед.

Суды, обычные и межведомственные комиссии... В общем, предприниматели пережили и эту напасть — турникеты сняли.

Александр Тетерин с супругой Ниной стали пробивать новую идею: оборудовать для кафе отдельный вход, чтобы работать автономно, не зависеть от режима администрации. С увеличением количества посетителей на 10 рабочих мест увеличился бы и штат кафе. Для маленькой Рузы новые рабочие места имеют значение.

На отдельный вход в 1998 г. было получено «добро». Если бы все срослось, по выходным дням, когда чиновники валяются на диванах у телевизоров, это было бы детское арт-кафе с пирожными и мороженым.

Идея чиновникам, судя по всему, не приглянулась. Администрация, символ российской государственности, — и вдруг какие-то пирожное-мороженое. Вообще, в официальных ответах местных чиновников часто звучат слова «нецелесообразно» и «недопустимо».

А приватизировать 275 кв. м можно? Тоже низзя. Площади являются муниципальной собственностью, в оперативном управлении администрации района. Законом, стало быть, запрещено.

Но если тогдашний министр экономразвития РФ Эльвира Набиуллина просила тогдашнего подмосковного губернатора «по возможности оказать содействие в решении вопроса», «принимая во внимание осуществляемую в настоящее время государственную политику в области развития малого предпринимательства», значит, не все так «нецелесообразно» и «недопустимо» в наших законах?!

Не положено и точка!

— Приватизировать крупные госпредприятия, в том числе оборонного комплекса, можно, а две сотни квадратных метров — нельзя?! — возмущается Александр Алексеевич.

Пока я был в Рузе, меня мучил вопрос: зачем держаться за бизнес, если он приносит не доходы, а головную боль? 18 лет простых и арбитражных судов, обычных и межведомственных комиссий... Все из-за того, чтобы сделать удобнее для посетителей, а в конечном итоге — пополнить налогами местную казну.

В фойе администрации для посетителей «БД» закрыли туалет, который открыли после нескольких лет переписки, в том числе с видными деятелями культуры.

Стоит ли овчинка выделки?

***

— У нас действует целый департамент по развитию малого бизнеса, — говорит один из местных предпринимателей, Анатолий Коростылев. — А мы не живем, а выживаем, все решается келейно. Буквально за ночь в городе «добровольцы» раздербанили все наши рекламные щиты, двигатель прогресса. Они якобы стояли неправильно и вообще портили облик города. Теперь инженерные конструкции для рекламы будут разрабатываться муниципальными структурами, соответственно, на платной основе. Все это похоже на вышибание с нас денег. Может, мы что-то не понимаем? Соберите, объясните! Никакого контакта с властью. За последнее время мне пришлось уволить с фирмы 40 сотрудников. Разве это работа?..

— Если посчитать наш реальный малый бизнес, который сеет, пашет, варит, выпекает, то получится «ты, да я, да мы с тобой», — говорят в Рузе.

Такого же мнения придерживается и депутат райсовета Олег Власов: мелкий бизнес постепенно умирает, закрылось уже около 70% магазинов шаговой доступности, их вытесняет сетевая торговля. Но тут, считает он, нельзя обвинять исключительно муниципальную власть. «Инициатива» идет сверху:

— Усиливается административный ресурс, мелкий бизнес как гнобили, так и гнобят.

За примером далеко ходить не надо. В красивом городе Руза нет ни одного общественного туалета — ни платного, ни бесплатного. Если не считать тех, что на рынках, в антисанитарных условиях. Среди жителей даже циркулируют слухи о якобы существующей тайной программе местной власти «Руза без туалета»…

Тот же Тетерин решил разжиться одной соткой земли и построить на ней приличный городской сортир. Учитывая значимость вопроса, муниципалитет уступал участок за 20 тысяч рублей. При условии, что предприниматель на свои средства подготовит проект, документацию, проведет воду, канализацию, свет. В общем, все-все-все и за свои деньги.

Когда со стороны Тетерина все требования были выполнены, условия резко поменялись.

Так и остался город без сортира.

***

В прошлом году «Белый дом» Тетерина вдруг стал предметом торгов, в прямом и переносном смысле. Нет, плату за аренду не подняли. Просто в конце нынешнего года завершается срок аренды, и уже объявлено, что самого эффективного арендатора райадминистрация намерена выявлять открыто и прозрачно — на электронных торгах.

На месте Александра Алексеевича я бы не волновался. В год его кафешка из 12 столиков платит налогов на 1,16 млн руб., при таком-то усеченном графике работы. Не считая отдельных плат за тепло, которое вхолостую «работает» 110 дней в году и после 3 часов дня, за свет и «коммуналку»… Да и в законе четко сказано, что добросовестный арендатор имеет первоочередное право пролонгировать договор.

Мы встречались со многими предпринимателями, которые — на грани краха и банкротства. Жалуются. Стенают. Но... просят о них ничего не писать: «Будет еще хуже». Как вкладываться в свое детище без оглядки, зная, что через 5 или 7 лет аренду «через честные торги» могут не продлить? Да и нарушения закона здесь никакого нет. Совсем даже наоборот: 159-й ФЗ предписывает выкуп малым бизнесом помещений до 1000 кв. м, если проработали не менее 3 лет. Но для властей, судя по всему, самая приемлемая ситуация, когда арендатор при встрече должен улыбаться, прогибаться и польку-бабочку танцевать.

Не каждый на это способен. Во всяком случае, Александр Тетерин — точно.

Зато он бы мог еще развернуться и на новом поприще, коль пришелся не к общепитовскому двору. В 90-е за символические деньги (тогда так стоила земля в Рузе) купил в центре города 11 соток земли и 5 соток оформил в аренду на 49 лет.

Вынашивал идею-фикс: построить на 1-м этаже бистро, вечерний ресторан — на 2-м, несколько гостиничных номеров с фитнес-центром и СПА-салоном — на 3-м.

Почему тогда не получилось — отдельная история. Но очень похожая на ту, что происходит сегодня: отношение к малому бизнесу в районе, области и стране в целом.

Ну так вот, этот проект можно было бы возродить, актуальность в нем не пропала. Да и земля — его, нет опасений за аренду.

Где взять деньги на громадье планов? На свое бизнесе с таким спартанским режимом работы особо не разбогатеешь.

Остается, как у всех нормальных людей, кредит.

Но какой банкир даст кредит, если заканчивается срок аренды основного места дохода? Да и какой предприниматель полезет в это ярмо под проценты, понимая, что аренду не продлят?!

...У китайцев есть поговорка: «Можно уничтожить Поднебесную, но нельзя уничтожить кулинарное искусство».

У рузских чиновников на сей счет свое мнение.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26884 от 13 августа 2015

Заголовок в газете: Гнобить по-рузски

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру