— Как такое могло случиться? — с этого злободневного вопроса мы начали разговор о проблемах профессионального спорта в Подмосковье с генеральным директором ФК «Сатурн» Николаем Гелюком.
— Начать надо с того, что стадион нашему клубу не принадлежит. Объект давно уже передан в управление областной структуре под названием Центр игровых видов спорта №4. 22 мая комиссия по лицензированию РФС направила в ЦИВС письмо о несоответствии неких технических аспектов заданным требованиям. Но это не означает, что проводить матч на стадионе было запрещено.
— Что это за аспекты?
— Речь идет о камерах наружного наблюдения за зрителями.
— Для борьбы с хулиганами?
— По всей видимости. Но любой, кто хоть раз побывал на нашем стадионе, понимает, что он лучший во всей Профессиональной футбольной лиге. Вы бы видели, на каких, с позволения сказать, аренах мы играем в Твери или Орехове-Зуеве. Так что дело, конечно, не в камерах.
— А в чем?
— Как водится, в политике двойных стандартов. Всем известно, что в этом году наш стадион принимал такие матчи повышенного риска, как «Торпедо» — «Динамо» и «Торпедо» — «Зенит». То есть тогда играть было безопасно, а сегодня нет?
— Кому же выгодны эти двойные стандарты?
— Думаю, с момента нашего возвращения в большой футбол руководство ЦИВС №4 преследует цель избавиться от «Сатурна». Бедные, гордые, пытающиеся выстроить вокруг себя хлопотную для многих футбольную систему, мы стали для областных чиновников от спорта костью в горле. Вот и корень всех проблем.
— Вы все-таки называете стадион в Раменском вашим. Оговариваетесь?
— По Фрейду. Хотя именно мы с тренером Павловым строили его когда-то. Для команды, для города, для области. Но никак не для отдельно взятых чиновников-коммерсантов. Сейчас, кстати, арена вот-вот будет передана Раменскому району, что вызывает дополнительный негатив у нынешних ее владельцев.
— Но по части документов претензии к стадиону все-таки обоснованны?
— Лишь с самой что ни на есть формальной точки зрения. Полагаю, отсутствие технического акта лежит на ЦИВС №. Его директор г-н Мазанов сам инициировал письмо. По сути это выглядело так: запретите играть в футбол на моем стадионе. При этом особо подчеркну, что окончательное решение о проведении встречи принимает инспектор. А он сказал — играть. И мы вышли на арендуемую нами арену с одобрения делегата, при огромном стечении служб правопорядка. Кстати, аренда каждого матча обходится нам в 350 тысяч. Парадоксально, но такие деньги клуб платит за стадион, который ради него строился.
— А как же болельщики остались за воротами стадиона?
— Не могли даже представить, что ситуация дойдет до такого. Но представители ЦИВС наглухо закрыло ворота и дало соответствующее распоряжение полиции. Вдвойне обидно за тех детей и родителей, для которых этот поход на футбол мог стать первым в жизни. За несколько дней до матча в более чем сорока раменских школах и почти десятке колледжей были розданы бесплатные семейные билеты. Мы обязательно инициируем обращение к губернатору области о проведении проверок произошедших событий и убеждены, что эта проверка пройдет объективно и беспристрастно.
— Так что ждет профессиональный спорт Московской области в самом ближайшем будущем?
— Ну, уж точно не радужное будущее. Хотя понятно, что футбол в Подмосковье — самый популярный вид спорта. И если взять сугубо экономическую составляющую, даже очень скромно живущий «Сатурн» только с зарплат сотрудников и футболистов выплачивает 12–14 млн рублей налогов. А получает из бюджета на развитие футбола в регионе, пропаганду здорового образа жизни среди молодежи (а клуб действительно выполняет серьезную социальную функцию) — ноль.
— Может, оно и правильно — не тратить бюджет на профессиональный спорт, ведь социальных проблем и так пруд пруди?
— Я часто слышу такое мнение, и в том числе от людей, у которых должно быть государственное мышление. А как же мотивация детишек, которые приходят в секции, чтобы стать похожими на Фетисова и Яшина, — они тоже ведь выступали за профессиональные клубы. А где продолжать карьеру талантливым мальчишкам из «Мастер-Сатурна»? В Ростове, в Махачкале, в «Баварии»?! Убежден, что во всем должна быть золотая середина.
— Кто играет за «Сатурн» нынче — это ваши, подмосковные воспитанники?
— Практически наполовину это жители области, воспитанники подмосковного футбола.
— В футболе вы уже много лет. Смогли понять, способен ли клуб в России сам зарабатывать хотя бы на прожиточный минимум?
— А с чего? С рекламы? С билетов? Это копейки в масштабах бюджета любого профессионального клуба.
— Известно, что ваша команда не всегда может тренироваться и на базе в Кратове, которая строилась в свое время исключительно для «Сатурна»?
— База тоже принадлежит ЦИВС, и там нет ни одной подмосковной команды. География широка: Махачкала, Москва, Рязань, Тула... Но не Подмосковье. Тем временем там создается… бейсбольный клуб, который будет играть в Москве на стадионе МГУ. За огромные бюджетные деньги. Получается, что на системы безопасности стадиона «Сатурн» у министерства денег нет, а на новый профессиональный клуб не самого, мягко говоря, исконно русского вида спорта десятки миллионов рублей нашлись. При том что ни один футбольный клуб Подмосковья поддержки из областного бюджета не получает.
— Как вообще решать вопрос спортивной инфраструктуры в России, ведь даже там, где она худо-бедно существует, зачастую используется далеко не по назначению?
— Все будет по уму, когда на смену неэффективным топменеджерам придут современные, со своими смелыми идеями. А с теми спортивными функционерами, которые не вполне понимают свои обязанности, неэффективно эксплуатируют спортсооружения, занимаются имитацией деятельности за счет налогоплательщиков, — с такими чиновниками надо расставаться без сожаления.