Искра, от которой разгорелся костер, возникла на апрельском совещании у губернатора Московской области, по долгам за энергоресурсы, накопленные муниципалитетами. Среди проштрафившихся прозвучал и Серпуховской район. Однако с суммой задолженности за газ и электроэнергию прямо на совещании категорически не согласился глава района Александр Шестун.
Как уже сообщало одно из российских информагентств, общая задолженность всех потребителей Подмосковья за поставленный природный газ, по состоянию на 1 апреля 2015 года, составила 16 млрд 657,96 млн рублей. Темп роста задолженности — 98,1%. Не лучшая ситуация и по электроэнергии, где темп роста общего долга — 100,5%. Цифры печальные, никак не красящие крупнейший регион России. И за них надо кому-то отвечать. В список крайних попал и Серпуховской район. Но попал, как считают участники митинга, не сегодня – уже не один год область не выделяет району ни копейки на подготовку к зиме, сферу ЖКХ. Хотя ранее на эти цели из региональной казны сюда приходило по 100–200 млн рублей в год.
Местные чиновники убеждены, что за счет стабильного расширения промышленной базы и увеличения числа рабочих мест район наращивает долю в совокупном доходе области. Но чем больше он отдает, тем... меньше получает. В 2014 году здесь было собрано 4 млрд 304 млн 600 тыс. рублей. А в районе осталось меньше миллиарда, все остальное ушло в областной и федеральный бюджеты. Муниципалитет, говорят экономисты, от экономического коллапса могли бы спасти трансферты и профинансированные программы, деньги на которые должны выделяться на места из региональной казны.
Однако район практически ничего не получает. Дело в том, что при новой системе трансфертов Серпуховский район как сельскохозяйственный полностью из нее выпадает. Чтобы вписаться хоть в какую-то программу и получить деньги, надо, чтобы в населенном пункте проживало не менее 40 тысяч жителей. А где их взять — в нынешних деревнях?! Потому и зарублен в районе проект детского сада. Пришел отказ в финансировании объектов культуры и спорткомплексов в поселке Оболенск, в селах Липицы и Райсеменовское…
При этом, отмечалось на собрании, областные власти росчерком пера утвердили аналогичные стройки — например, в Протвине, где очереди в детсады нет вовсе. Или в Пущине, где в дополнение к двум домам культуры скоро добавится еще один.
— Мы не должны стоять с протянутой рукой. Мы умеем зарабатывать деньги и делаем это успешно, но у нас их забирают безвозвратно,— возмущались собравшиеся.
Там же весьма эмоционально говорилось о том, что нельзя сравнивать рентабельность ЖКХ городов и сельских территорий. Город Протвино, допустим, по количеству населения можно сравнить с Серпуховским районом. Однако там все в единственном числе — котельная, водозабор, очистные. А в районе разбросано 45 водозаборов, 300 километров сетей, меньшее количество пользователей на один объект жизнеобеспечения…
Притчей во языцех стала и зарплата сельских работников ЖКХ, устанавливаемая областью. Она 12–16 тысяч рублей (для сравнения, говорили собравшиеся, в ОАО «Водоканал Московской области» работники среднего звена получают по 140 тысяч рублей), денег не хватает, чтобы прокормить семью.
На «всенародном» районном сборе прозвучали жалобы и на то, что в прессе периодически муссируются слухи о возможной «распиловке» Серпуховского района и присоединении полученных кусков к ближайшим городам.
— Тогда мы лишимся Приокско-Террасного заповедника, единственного на всю Центральную Россию. Он не может существовать на территориях городских поселений, — сказала научный сотрудник Мария Заблоцкая.
— Мы потеряем село как таковое, малокомплектные школы, надбавки к зарплатам учителей, врачей, — напомнила депутат райсовета Татьяна Киселева.
За обращение президенту страны Владимиру Путину, в котором звучит просьба «переориентировать руководство области на экономическое развитие региона», проголосовали единогласно, под ним поставлено больше тысячи подписей.