Правозащитники рассказали журналистам, что зафиксировали огромное количество фактов нарушений в Балашихе и Железнодорожном, общественные наблюдатели сконцентрировались именно в этом избирательном округе. Действительно, журналистам продемонстрировали большое количество видеозаписей, на которых видно, как наблюдатели пытаются остановить вброс бюллетеней в урну, как им не помогают, а мешают в этом члены избирательных комиссий, как представители полиции задерживают, а потом отпускают женщин, осуществлявших вброс.
Впрочем, вскоре независимые наблюдатели были удалены из помещений УИКов. А с участков 579, 587, 590, 580 удалили даже членов комиссии с правом совещательного голоса, что в принципе противоречит законодательству (п. 12, ст. 64 ФЗ-67 «О выборах»).
Противостояние достигло кульминации на участке 576 (г. Железнодорожный, школа №7). Наблюдатели Дмитрий Нестеров и Станислав Поздняков задержали женщину, осуществлявшую вброс, и ждали прибытия полиции. В этот момент на них напали неизвестные, приехавшие на черном «БМВ» без номеров. Нападавшие жестоко, в кровь избили правозащитников.
Новая наблюдательная технология (когда наблюдателей удаляли в качестве представителей кандидатов, те предъявляли документ, удостоверяющий, что они будут работать от общественной организации, кроме того еще в запасе у наблюдателей имелась аккредитация от газеты) похоже, привела главу Мособлцентризбиркома в состояние легкого шока: «Вообще всю эту ситуацию надо осмыслить. Теперь уже очевидно, что там были не только «Голос» и «Сонар». Впервые мы столкнулись, что за либералами стоят более серьезные силы — националисты, доморощенные фашисты». «Это хорошо подготовленные в польских лагерях наблюдатели с великолепной звукозаписывающей техникой, — поделился с журналистами глава Мосолизбиркома.
Судя по резким заявлениям с обеих сторон, выборы в Балашихе прошли на весьма нервной ноте. Что и можно было предполагать. То, что намерения властей объединить независимые муниципалитеты не вызывали энтузиазма у местных жителей, было ясно давно. Но каким-то образом протестные настроения превратились в дружный одобрямс.
В минувшее воскресенье дело оставалось за малым: выбрать депутатов теперь уже объединившихся городов, численностью 25 человек. А уже они в своем составе назовут мэра мунобразования. Сегодня им является Евгений Жирков.
Однако явка на выборы, по мнению наблюдателей, была предельно низкой. Может, к вечеру она чуть и подросла (официально — немного больше 21%), но днем в участковые комиссии по 2–3 человека шли работники мелких предприятий бизнеса. Кстати, их владельцы, как правило, и баллотировались в депутаты.
Само собой, низкой явке в течении дня власти находили убедительное объяснение: мол, погода хорошая, дачный сезон, все хлынули на огороды… Мы это уже проходили. Если бы трещали морозы и сверкали молнии, то в низкой явке тоже была бы виновата погода.
Но из недавнего прошлого мы помним, какой в 90-е годы была явка — под 90%. Шли и в снег, и в ветер, и даже в звезд ночной полет: тогда были выбор, альтернатива, надежда. Сегодня за разговорами о «честных выборах» такой надежды не осталось.
— Наших представителей из оппозиционных движений в горадминистрации даже уговаривали баллотироваться, — рассказывают в Балашихе. — Но после того, как всех нас «не посчитали» на предыдущих выборах, мы отказались. (Каждый пятый кандидат от партий был снят с дистанции — отказывали в предвыборной гонке даже коммунистам, заядлым участникам любых выборов). С какой стати создавать антураж «честных выборов»? Ясно, что победит партия власти…