Министр сельского хозяйства Степанченко: «Подмосковный АПК будет производить и черную икру...»

Из полей уносится печаль

Весну мы хоть и ждем с нетерпением, но она всегда приходит неожиданно. Вот и резкое потепление в марте напомнило, что уже скоро мы с вами поедем на огороды. А фермеры, колхозы и совхозы откроют свой полевой сезон.

Да, нынешняя посевная кампания — особая.

О готовности подмосковного села к весенне-полевым работам «МК» рассказывает региональный министр сельского хозяйства и продовольствия Дмитрий Степаненко:

Из полей уносится печаль

— Что касается весенне-полевых работ, то они в Подмосковье распределены следующим образом. Яровой сев проведем на площади 173,4 тыс. гектаров, и это на 8% выше уровня 2014 г. Картофель и овощи займут площадь 18,5 тыс. га — на 10% больше, чем в прошлом году. Площадь под зерновыми и зернобобовыми культурами, с учетом сева озимых, составит 136 тыс. га, что на 37% больше прошлогоднего зернового клина.

— Дмитрий Александрович, а откуда «дровишки» — то есть такая прибавка посевных площадей?

— Это бывшие залежные земли, введенные в оборот в 2014 г. Хочу добавить, что на несвязанную, погектарную поддержку средства крестьянам уже переведены. Сегодня эти деньги, как говорится, на вес золота, они позволят более успешно провести полевые работы. 221 предприятие деньги уже получило, в т.ч. 51 фермерское хозяйство.

Стоит отметить и то обстоятельство, что такое раннее доведение средств до сельхозпроизводителей произведено впервые за всю историю подмосковного АПК.

— А подробнее о финансовой поддержке что можете сказать?

— На региональном уровне в нынешнем году она составит 2 млрд 695 млн рублей, на 70% больше, чем в 2014 г. Из них 846,5 млн пойдет на компенсацию капитальных затрат и на поддержку крупных инвестпроектов в развитии молочного животноводства и тепличных хозяйств. Это наши основные, приоритетные направления.

226 млн — та самая несвязанная поддержка к началу проведения весенних полевых работ. Они предназначены на агротехнологические работы, приобретение семян, удобрений и ГСМ.

Всего к началу полевого сезона сельхозтоваропроизводители получат более 520 млн рублей.

Также будет привлечено и федеральное финансирование: на 1 подмосковный рубль — 2,3 рубля федеральных.

Как минимум поддержка на региональном и федеральном уровнях будет удвоена по сравнению с уровнем прошлого года.

— В последнее время крупные подмосковные хозяйства «увлекались» импортными семенами и сельхозтехникой. Нынешняя «война эмбарго» может отразиться на посевной? Что сеять будем и чем?

— Последние 20 лет семенным фондом в Подмосковье, к сожалению, занимались недостаточно. Ситуацию собираемся исправить, ведь семена — основа продовольственной безопасности. Например, в Дмитровском районе создаем селекционно-семеноводческий центр, который к 2020 году будет производить 25 тыс. тонн семенного картофеля класса «Элита». В бюджете Московской области заложены деньги на субсидирование части затрат по созданию селекционно-семеноводческих центров.

— Хорошего урожая без удобрений не получишь. А они нынче дороги…

— Правительство региона в этом плане провело огромную работу, было подписано соглашение с крупными компаниями — производителями удобрений. В результате скидки на закупаемые минеральные удобрения аграрии сэкономят около 50 млн рублей.

— А сколько в Подмосковье сельхозземель?

— В регионе 1,675 млн гектаров земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 974,8 тыс. гектаров пашни, порядка 32% которой не используется по целевому назначению.

Правительство области уже приняло ряд конкретных мер по вовлечению этих угодий в сельхозоборот. Мы выступили в Московской областной думе с проработанными предложениями по совершенствованию законодательства Российской Федерации, направленными на стимулирование активного вовлечения неиспользуемых земель в сельхозоборот.

— Какими, например?

— Например, по постепенному увеличению ставки земельного налога за неиспользуемые земли с 1,5% до 3% в течение двух лет бездействия. Многие владельцы уже сегодня охотно идут на контакт по вопросу предоставления своих земель эффективным пользователям. В частности, благодаря этому в регионе сформированы отдельные участки для крупных кластеров в животноводстве.

Задача, поставленная губернатором, — в течение ближайших 3 лет ввести в оборот еще 200 тыс. гектаров неиспользуемых земель. Значит, как минимум необходимо вводить по 60–70 тыс. га ежегодно.

Напомню, что в 2013 и 2014 гг. мы вернули в сельскохозяйственное производство около 100 тыс. га.

— Какие механизмы у правительства области в борьбе с нерадивыми собственниками? Только экономические, штрафы? Или в отдельных случаях можно землю изымать и передавать в муниципальный или региональный фонды?

— В настоящее время после 3 лет неиспользования сельхозземли можно начинать процедуру изъятия. Кстати, мы опять-таки инициировали перед Мособлдумой вопрос снижения этого срока неиспользования с нынешних 3 до 2 лет.

— Прецеденты такие в области уже есть?

— В Московской области нет. Но, скорее всего, будут, если отдельные нерадивые землевладельцы не изменят своего отношения к вопросу использования сельхозземель.

— Сколько посеете, вы уже сказали. А сколько «пожнете» нынешней весной?

— Как я уже говорил, молочное животноводство наряду с тепличным хозяйством являются для нас самыми приоритетными направлениями. В 2015 г. намерены увеличить дойное стадо в регионе на 3000 голов. В 14 муниципальных образований планируется ввести по одному современному животноводческому комплексу: 4 новых объекта и 10 — коренная реконструкция старых. Самые крупные появятся в Шатурском, Озерском, Подольском и Ступинском районах. Это позволит нам поднять производство молока в 2015 г. более чем на 17 тыс. тонн. Инвестиции только по этим проектам составят 1,89 млрд рублей.

Аквакультура — тоже под нашим вниманием. Сегодня регион обеспечивается собственной товарной рыбой только на 3%. 27% поступает к нам из других субъектов, остальное — из стран СНГ и Азии.

Планируем, что в 2015 г. увеличим объем собственного производства рыбы на 130 тонн. Два предприятия будут введены в Каширском и Сергиево-Посадском районах. Таким образом, в продаже появятся более доступные карп, толстолобик, белый амур, осетр, форель. Даже черную икру собираемся производить.

— А как обстоит дело с доставкой сельхозпродукции покупателю?

— Стараемся исключить из этой цепочки посредников, чтобы снизить цену на продукты. Ведем переговоры с торговыми сетями — о прямом доступе туда подмосковного производителя. Финансируем проект «Фермер Подмосковья» — по созданию центра сбыта фермерской продукции. Месяц назад инициировали вопрос создания в регионе сельхозкооперации. Эти меры позволят работать по принципу «поле–прилавок». Фермеры сообща смогут укрепить залоговую базу, чтобы совместно покупать и использовать сельхозтехнику. Как говорится, всем миром решать общие проблемы.

Планируется, что рентабельность производства у фермеров поднимется на 20–25%. Да и покупатели не останутся внакладе, у них появится доступ к качественной отечественной продукции прямо с поля, к тому же по более низким ценам.

Все в сельхозпроизводстве взаимосвязано. Если мы избавляем крестьянина от забот по реализации выращенного урожая, у него появляется возможность увеличивать производство, соответственно — и увеличивать посевные площади. А резервы на сей счет у нас имеются.

— Нынешней весной вступили в силу некоторые поправки в Земельный кодекс РФ. Это хорошо или плохо для крестьян?

— Здесь сомнений нет. Возьмите хотя бы такой момент: губернатор вправе принимать решение о предоставлении земель сельхозпроизводителям без торгов. Все нацелено на то, чтобы развивалось село. Таким образом, процедура предоставления земель в аренду упрощена, хотя одновременно усилен контроль за их состоянием и использованием.

Наша задача не просто раздать землю, а вовлечь ее в производство.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26767 от 20 марта 2015

Заголовок в газете: Из полей уносится печаль

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру