— Ольга Сергеевна, ходят слухи, что из-за тяжелого экономического положения в стране, в регионе начинаются массовые сокращения медицинского персонала. Ряды подмосковных врачей действительно редеют?
— Не знаю, откуда появляется такая информация, ведь все обстоит с точностью до наоборот. За последние два года мы взяли в систему здравоохранения более 3000 специалистов. До 2013 года — да, в регионе наблюдался хронический отток кадров, сейчас обратная тенденция. В минувшем году приняли 2000 медиков: 1,5 тыс. — среднего звена, 500 — врачи. Больше половины из них — жители области, ранее работавшие в Москве. Так сказать, вернулись на круги своя.
Повторю: мы не сократили ни одного врача и ни одну медсестру! Более того, в сельскую местность приглашаем медиков из других субъектов, на обустройство выплачиваем им подъемные по миллиону рублей.
К нам должны приходить самые лучшие, квалифицированные кадры — такова позиция регионального правительства.
— Какая средняя зарплата врача в Подмосковье?
— Около 60 тыс. рублей, в Москве она побольше, но разрыв нам удалось значительно сократить. К тому же можно работать рядом с домом, не тратить время на дорогу. Как говорится, думайте сами, решайте сами.
— Значит, с кадрами, которые решают все, полный порядок?
— К сожалению, не совсем так. Исторически сложилось, что укомплектованность в регионе даже ниже, чем в среднем по России. В 2013 году у нас было 30 врачей на 10 тыс. населения, сегодня, благодаря притоку, 32. Если исходить из принципа совместительства, то требуется еще больше 4 тыс. врачей.
Резервы есть, у нас все посчитано: 48 тыс. жителей области по-прежнему в московском здравоохранении, из них врачей — около 6 тысяч. Думаю, многие будут возвращаться. Наша задача — встретить, обеспечить социальными условиями, в т.ч. жильем.
— Помнится, 3–4 года назад в области сокращались койко-места, закрывались сельские амбулатории. Как сейчас?
— За последние 2 года не закрыто ни одной сельской амбулатории, наоборот, приближаем медицину к людям. По программе губернатора «Здравоохранение Подмосковья» в сельской местности открываем фельдшерско-акушерские пункты, ФАПы. Их чуть больше 500, в нынешнем году сдадим еще 50. Там живет и семья врача, можно сказать — земский доктор времен Антона Павловича Чехова.
В 2013 году в Подмосковье было введено три больницы на 480 коек: хирургические корпуса в Долгопрудном и Дмитрове, а также лечебный корпус в Талдоме. В том же году жителей приняли 5 поликлиник на 820 посещений в смену: в Солнечногорском районе, Балашихе, Химках, Мытищах и Дмитрове.
В городах появляются ВОПы — пункты врачей общей практики. На первом этаже жилого дома выделяются несколько комнат с необходимым медицинским оборудованием, даже отдельной комнатой с кроватями, где в течение светового дня пациент наблюдается, как в стационаре.
В этом же подъезде предоставляется квартира семье врача. Условия, как видите, более чем. Таких мини-поликлиник в Подмосковье уже 240, по программе губернатора их количество также увеличивается.
Что касается больничных коек… Как показывает общемировая статистика, 30% пациентов в стационаре лежать вообще не должны, им вполне достаточно амбулаторного ухода. Практика стационаров особенно была распространена в Советском Союзе, в больницах лежали по 2 раза в год, как в санатории. Поэтому в России сегодня самый большой коечный фонд.
Но мы его не сокращаем. У нас обеспеченность койками невысокая по чисто исторической ситуации. Во все времена люди всегда ехали в Москву, где, как считалось, и оснащение было лучше, и врачи. Там коечный фонд и раздувался. В Подмосковье уменьшать койко-места нет необходимости. Но койка, согласитесь, должна работать.
— Наверное, по этой причине сводится к минимуму продолжительность лечения? Раньше с какой-то болезнью можно было лежать, допустим, 2 недели, тебя выхаживали. Сегодня — 3 дня…
— Никто больного человека из стационара раньше времени не выпишет, все делается в интересах пациента! Если сокращается пребывание в больнице, пациентов на восстановление направляем в реабилитационные центры, их сеть также расширяется в Подмосковье. Уменьшаем количество дней, но не коек. К тому же с последующей реабилитацией.
— Судя по всему, планы по модернизации здравоохранения у вас большие, наполеоновские. Но время-то какое!.. Могут они свернуться, как та шагреневая кожа?
— Ни в коем случае! Бюджет на 2015 год у нас даже больше, чем в 2014 году. По секрету добавлю: медицине губернатор дал определенный карт-бланш, приоритет перед другими региональными ведомствами. Модернизацию областного здравоохранения, вектор его развития задает и контролирует лично Андрей Юрьевич. Вот почему можно считать, что мы застрахованы как никто другой.
За минувший год в Московской области построены участковая больница на 25 коек в поселке Решетниково Клинского района, детская больница на 120 коек в пос. Кузнечики Подольского района и 2 поликлиники по инвестпроектам — в Химках и Люберцах. Там завершается монтаж оборудования, объекты откроются в 2015 году.
С выплатой зарплат задержек нет, обеспеченность лекарствами улучшается. Кроме того, в нынешнем году увеличиваем затраты на капитальный и текущий ремонт поликлиник, больниц. И взрослые, и детские медицинские учреждения приводим к единым стандартам: это и безбарьерная среда, и игровые комнаты, и пр.
— Ну а отдача от таких финансовых вливаний, «золотого дождя» уже чувствуется? Смертность уменьшилась?
— Нет, к сожалению, она остается на том же уровне: 13,9 на 100 тыс. населения.
Но снижается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, они составляют 60% от общего количества смертей. 5 лет назад данный показатель у нас был чуть ли не самым высоким в стране. В 2014 году мы его сократили на 3 тыс. случаев. Сейчас Подмосковье на 2-м месте в ЦФО, наблюдается стойкая динамика снижения.
В целом в 2013 году зарегистрировано 64 млн посещений, в минувшем — 68, а в нынешнем году ожидаем 70 млн. Цифры говорят сами за себя: в регионе улучшилась доступность медицинских услуг, они стали ближе к людям.
— Тут с какой стороны посмотреть! Эту статистику можно трактовать и по-другому. Что, дескать, в Подмосковье растет количество заболевших…
— Растет количество дачников из Москвы, которые обслуживаются в наших учреждениях наравне с областниками! Но это я так, к слову, На самом деле, статистика свидетельствует о том, что повышается доверие к медперсоналу, почти 25% от общего количества посещений связано не с болезнью, а с диспансеризацией, с той самой народной мудростью, что болезнь легче предупредить, чем излечить.
Нас такая тенденция радует.
И ей имеется вполне логичное объяснение. Раньше здравоохранение в Подмосковье было спущено на муниципальный уровень. Что это такое? 72 совершенно разных по уровню доходов района, у каждого главы своя медицина. Допустим, в Домодедове из собственных средств могли построить и поликлинику, и больницу, и оборудование закупить. А в Рошале или в какой-нибудь деревне не могли себе позволить такой роскоши, бюджетная обеспеченность там неизмеримо ниже.
Сейчас все подтянулось на уровень Московской области. Перераспределение полномочий в сфере здравоохранения позволило нам сформировать на базе 70 муниципальных образований 15 медицинских округов, их укрупнили и укрепили. Провели полную инвентаризацию имущества, знаем ресурсы на местах. Например, в Одинцове — 3 хорошие больницы, а в Звенигороде — только одна, да и та не очень. Потоки из Звенигорода направляем в Одинцово.
Люди, что жили за соседним, как говорится, забором, едут туда, получили доступ к квалифицированной медицинской помощи.
Большая программа по модернизации здравоохранения в регионе намечена на 2015–2016 годы. Строительство двух онкорадиологических центров начнется в Балашихе и Подольске, поликлиники в Павлово-Посадском районе, строительство хирургического корпуса онкодиспансера в Балашихе, 3 родильных домов в Железнодорожном, Сергиевом Посаде и Раменском, 3 перинатальных центров в Коломне, Наро-Фоминске, Щелкове и ряд других объектов.
На несколько муниципалитетов одного округа создаем КДЦ — консультационно-диагностические центры. Это уже 2-й уровень, более серьезный, чем поликлиника. Если в первичном звене, условно, вам по таблице просто проверят зрение, то на ступеньке выше, в КДЦ, займутся конкретным лечением.
Нет, людям от такого укрепления только плюсы — особенно если они живут в дальних районах. Но у районов-доноров мы тоже ничего не забираем.
Уж не говорю, что медицинские округа удобны и для оперативного управления.
— Подозреваю, что с каждой реформой ненавязчиво растет и объем платных медицинских услуг. Это при наших-то зарплатах!.. На что можно рассчитывать простому человеку?
— У нас небольшой процент платных услуг, 5% от общего бюджета. Кстати, в Москве он значительно выше. Я имею в виду платные услуги в государственных учреждениях, платные поликлиники — это отдельно. Речь о гарантированной медпомощи, которую оказывают государственные учреждения. Какие это услуги? Все, которые прописаны в программе государственной гарантии. Платный сервис — дополнительные услуги. Например, отдельная палата с ТВ, с индивидуальным душем, лечащим врачом по желанию пациента…
— В начале года страну тряхнуло, когда вверх поползли цены на медикаменты. Уже сам премьер вмешался, призвал заморозить стоимость на лекарства. Знаю, что еще до недавнего времени эта проблема в Подмосковье стояла весьма остро…
— В 2013 году с обеспечением лекарствами в регионе был настоящий кризис. Остановилась вся программа обеспечения, своевременно не были закуплены препараты для льготной категории граждан.
Ситуацию удалось выровнять к середине 13-го года, мы вышли на уровень тех объемов, что необходимы. В прошлом году все было уже спокойно. Основная проблема вот в чем: препараты, которых нет в списке, но люди их требуют. Это часто индивидуальная закупка, заказы, такие лекарства иногда идут со сбоями, поскольку не закупаются по плановой заявке в большом объеме. Все происходит в индивидуальном порядке, по мере необходимости.
Сегодня на складах создан серьезный переходящий остаток, запаслись еще в прошлом году, по ценам того времени. Для больных сахарным диабетом, онкологией, бронхиальной астмой. Это самые уязвимые группы населения.
— На какой срок нам хватит этих запасов?
— Основные лекарства — на полгода, некоторые — на квартал. Заключены необходимые контракты на нынешний год. У нас ведь есть свои производители в Подмосковье, их фармацевтика не уступает по качеству импортной. Они выходят на аукционы и выигрывают их, предлагая более дешевые, на порядок, цены.
Льготный список в этом году увеличен до 608 препаратов. Много новых, отечественных, на них мы отслеживаем цены.
— Насколько они действенны, вот в чем вопрос…
— У нас работала специальная комиссия из компетентных экспертов, которые, что называется, вручную смотрели препараты, которые можно без последствий заменить. Разбирали каждый препарат, возможные побочные действия… Тысячи наименований, титаническая работа. К импортозамещению нужно быть готовым, жалоб и нареканий вряд ли избежим.
Если человек долго принимает, к примеру, один онкологический препарат, он к нему привыкает — хотим мы этого или нет. Чисто психологически ему кажется, что синяя коробочка предпочтительнее зеленой, что «то» лекарство лучше, чем новое — хотя оно по своим характеристикам может быть и эффективнее. Таким людям идем навстречу, не проводим замену препарата — ведь организм к нему действительно привыкает.
— Сегодня на каждом шагу говорят про ручное управление, т.е. контроль. Он в Подмосковье налажен?
— Конечно, под эгидой нашего регионального минздрава. Как в стационарах, так и в поликлиниках, и в аптеках. Создана комиссия, которую как зампред правительства возглавляю я. За ценами, качеством, номенклатурой, какой препарат, насколько своевременно выписан, была ли задержка, сколько рецептов на отсроченном обслуживании... Все это отслеживается в режиме online. Ведем еженедельный мониторинг, включая частную сеть.
Запускаем государственную сеть аптек, где жестко держатся цены. В 2014 году в подмосковных поликлиниках открыто 80 аптек по льготным рецептам. В этом году программа будет продолжена, вступят в строй еще 100.
Кроме того, в регионе работает формулярный комитет, куда вошли фармакологи, независимые эксперты, созданы комиссии в лечебных учреждениях.
Задачи в здравоохранении перед нами стоят серьезные, но у нас есть возможности, в том числе финансовые, чтобы с ними успешно справиться.